Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Пять мыслей о бесах, бросающих в огонь и в воду

Влияние луны на сумасшедшихКак бороться с проявлениями бесовской агрессии в нашей жизни? Какие горы может передвигать верующий человек? Почему даже апостолам не всегда удавалось исцелять людей? На эти вопросы отвечает воскресное евангельское чтение десятой недели по Пятидесятнице (Мф. 17:14-23).

Искал ответы на вопросы протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Удивительная особенность евангельских историй заключается в том, что они не только не устаревают по прошествии веков и тысячелетий, но ещё и открывают свои новые грани при каждом внимательном изучении.

Так, например, самая известная фраза нынешнего воскресного чтения — слова о том, что род бесовский изгоняется молитвой и постом. На эту тему написано немало толкований и произнесено огромное количество проповедей. Однако если обратить внимание и на другие детали этой истории, то можно открыть для себя немало подробностей, обычно ускользающих от нас.

Рассмотрим пять ключевых фраз рассказа об исцелении бесноватого отрока, приведенных в Евангелии от Матфея.

 

1. «Когда они пришли к народу»

Начинается воскресное чтение с того, что Иисус Христос с тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — спускались с горы, где произошло Преображение Господне (Мф. 17:1-13). Событие Преображения (праздник, отмечаемый 19 августа по новому стилю) имело огромное значение: Христос явно показал ученикам Свою Божественную природу.

«Хорошо нам здесь быть», — радостно воскликнул Пётр на горе, передавая в этих словах истинное счастье пребывания с Богом. И вот, всё ещё радуясь и внутренне ликуя, Господь и три апостола вновь перенеслись с небес на грешную землю. Они столкнулись с человеческим горем и проявлением бесовской злобы. У некоего человека страдал от беснования сын. Он корчился в муках и судорогах, скрежетал зубами и пускал изо рта пену — поистине, отвратительная и отталкивающая картина.

За несколько часов Господь с учениками пережили диаметрально противоположные чувства: только что на горе Иисус Христос был прославлен и назван Сыном Божиим — и вот Он уже на земле заботится о судьбе несчастного отрока и погружается в самую сердцевину боли и греха.

Это наглядный пример для каждого из нас. Христианин — не тот, кто только мысленно парит в небесах, мечтая о высоких идеалах и светлых одеждах. Христианин призван обращать внимание и на заботу о ближних, не чуждаясь закатывать рукава и оказывать практическую помощь тем, кто ждёт от нас сострадания.

 

2. «Он в новолуния беснуется»

Страх, вызванный чернотой ночи и мертвенным сиянием луны, — любимый образ художников и поэтов, создающих произведения на мистические темы. Когда отец отрока сообщает Господу, что его сын беснуется в новолуние, это кажется естественным: по представлению многих, силы зла и должны активизироваться в полночь.

Однако задумаемся, каким образом луна виновна в болезни человеческой? По словам святителя Николая Сербского, внушая такую мысль, злой дух целится своими стрелами в три направления: в человека, во всё творение Божие и в Самого Бога. Ведь новолуние вызывает судороги далеко не у каждого человека. Значит, виновна не луна.

Злой дух хочет внушить мысль, что страдания человеку приносит природа. А она — это создание Божие. Поэтому и виновным в страданиях сына его отец может считать Бога.

Но «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы», — говорит нам апостол Иоанн (1 Ин. 1:5). Поэтому Он не может быть источником зла и страданий. Наоборот, сдерживая злых духов, Господь не даёт им возможность уничтожить весь род человеческий. Зачастую проблемы и болезни в итоге идут на благо человеку. Болея, люди очищаются от греха, освобождаются от власти диавола и приближаются к Господу Богу.

 

3. «Часто бросается в огонь и часто в воду»

Две крайности — бросания в огонь и воду — также проявления бесовской силы. Не случайно героем истории стал именно отрок, то есть подросток или молодой человек. Подобные метания из крайности в крайность характерны для юношеского возраста. И отрок, живший две тысячи лет назад, и современные подростки в этом похожи. Казалось бы, совсем недавно, в 8-10 лет, наши мальчики и девочки с удовольствием ходили в храмы, занимались в воскресных школах. Но вот им исполняется 12 лет — в храм они приходят всё реже. А после 14-16 лет подростков в церкви практически не встретишь.

Юношество — возраст, особо подверженный страстям и соблазнам. Родители и учителя для подростков уже не авторитетны. Смартфоны, социальные сети, компьютерные игры имеют для них гораздо большую привлекательность, чем чтение книг и выполнение домашних заданий. Вчерашние отличники могут скатиться на самое социальное дно, вызывая у взрослых лишь осуждение и раздражение.

Важно помнить, что беснование — это не только пускание пены и издавание ужасающих звуков. Бесы действуют хитро и изощрённо, поэтому и проявление бесовской агрессии может быть разным. Задача родителей — не бояться этого, не опускать руки, не прекращать молиться и бороться за своих детей. Именно так и поступил отец из евангельской истории.

«Приведите его ко Мне сюда», — сказал Христос. Мы тоже должны всегда приводить своих детей к Богу.

 

4. «О, род неверный и развращенный!»

Обвинение в неверности и развращённости прозвучало из уст Иисуса Христа как ответ на известие о том, что апостолы не смогли самостоятельно избавить от власти бесов этого отрока. К кому были обращены эти слова? Чей род назван неверным? На этот счет есть несколько толкований.

Первая мысль — это обвинение в адрес апостолов, ведь именно к ним приводил отец бесноватого сына в тот момент, когда Христос был на горе. Значит, у апостолов не хватило веры и силы, чтобы преодолеть власть бесов.

Святые Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский и некоторые другие придерживались другого мнения. Они считали, что Господь обвинил отца юноши и тех книжников и фарисеев, которые собрались, чтобы посмеяться над учениками Христовыми.

Согласно третьей точке зрения, «род неверный» — это бесы. Когда-то они были ангелами, а потом извратили свою природу и стали носителями зла.

И, наконец, четвёртая группа толкователей Священного Писания считает, что в широком плане «род развращенный» — это всё человечество, то есть и мы с вами. Развращённость — отпадение от Бога, а неверие — слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек. На протяжении тридцати трех лет абсолютно безгрешный и непорочный Иисус Христос жил среди людей, видя все проявления греха и пороков. Царь царей пришёл на землю, чтобы пострадать от рук человеческих и вывести человечество из рабства греху.

Говоря о силе веры, Спаситель приводит в пример горчичное зерно: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

Хотя зёрнышко горчицы имеет диаметр всего лишь около миллиметра, но оно влияет на вкус пищи. Из него потом может вырасти большое растение. Так и наша вера способна влиять на окружающий мир. И пускай мы не передвигаем в пространстве горы и скалы, но сдвинуть с места горы собственного греха, лени и беззакония — для человека задача более важная, чем перекраивать географический ландшафт.

 

5. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»

Молитва и пост — два духовных крыла, помогающих человеку взлететь к небесному Иерусалиму. Пост усмиряет тело, укрощает блуд и иные страсти, а молитва наполняет душу благодатью Святого Духа.

Чтобы бороться с бесами, ученики Христовы, а значит и все мы, должны молитвенно просить у Бога помощи в укреплении веры; отказываться от собственного «я» и ставить Божьи заповеди и идеалы на первое место в жизни. Тогда и с горами греха начнем справляться, и детям покажем правильные нравственные идеалы, и всевозможные мистические новолуния, сглазы и порчи уже не будут над нами довлеть.

Цитата дня

«

Молитва — убежище и покров от всех зол.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100