Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Праздник жён-мироносиц — исключительно ли это женский день?

МироносицыПравославным женским днём часто называют День жён-мироносиц, отмечаемый в третье воскресенье после Пасхи. С какой целью женщины — ученицы Иисуса Христа — несли к Его гробу ароматное миро? Была ли логика в их делах? Почему в этот день также прославляют мужчин — святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

В праздник святых жён-мироносиц в церкви читают Евангелие от Марка (Мк. 15:43 — 16:8).

В то время пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

«Благообразный Иосиф»

Первая часть воскресного евангельского чтения посвящена процессу погребения тела Иисуса Христа. Главным действующим лицом, согласно евангелисту Марку, здесь выступает Иосиф из Аримафеи — «знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия». Упоминания о нём есть у всех четырех евангелистов.

Лука говорит, что Иосиф был «человек добрый и правдивый» (Лк. 23:50). Матфей называет его «богатым человеком» (Мф. 27:57). А Иоанн Богослов уточняет, что он — «ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» (Ин. 19:38).

Этот же евангелист рассказывает ещё об одном участнике погребения Господа — Никодиме, который «принёс состав из смирны и алоя, литр около ста». Вместе «они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».

 

Успеть до заката

Чтобы разобраться, кто такие Иосиф и Никодим, нужно восстановить хронологию событий Страстной Пятницы. В полдень Иисус Христос был пригвождён к кресту. Сына Божьего казнили как государственного преступника. Такой приговор не мог быть вынесен единолично первосвященником или представителем римской власти. Требовалось одобрение смертной казни членами Великого Синедриона — так у иудеев назывался высший государственный совет, состоявший из 71 члена. Его можно сопоставить с парламентом в современных государствах.

Иосиф из города Аримафеи и фарисей Никодим были членами Синедриона и в тоже время — тайными учениками Иисуса Христа. Им и предстояло взять на себя заботу о погребении Божественного Учителя.

С полудня до трёх часов дня настала «тьма по всей земле». Завершая Свой земной путь, Господь возгласил слова молитвы: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» — и, «преклонив главу, предал дух».

В субботу наступала иудейская Пасха. Тела преступников всегда погребали в день их смерти, а приближение праздника тем более заставляло поторопиться. Иосиф, лично знакомый с прокуратором Понтием Пилатом, дерзнул получить разрешение похоронить тело Иисуса Христа.

Он покупает плащаницу — четырёхметровое льняное полотно, в которое завернули тело Учителя (сегодня её ассоциируют с Туринской плащаницей, хранящейся в Италии). Никодим приносит около ста литров благовонного состава из смирны и алоя. Вместе они снимают Христа с орудия казни, готовят его к погребению и относят Тело в погребальную пещеру, принадлежавшую Иосифу Аримафейскому.

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что Христос был положен в новой гробнице, где не хоронили ещё никого, чтобы предстоящее воскресение Господа не могло быть приписано никому другому вместе с Ним лежащему.

Гробом называли пещеру из двух камер, высекаемых вручную в скале. Так как пещера располагалась вблизи городской стены Иерусалима, где хоронили богатых людей, можно лишь представить, насколько дорогой там была земля. И, тем не менее, Иосиф жертвует эту гробницу, проявляя любовь и уважение ко Христу.

Привалив тяжёлый камень ко входу в пещеру, Иосиф и Никодим удаляются. В 6 часов вечера, с захождением солнца, наступает день покоя — суббота. Наутро по приказу Пилата к пещере приставляют стражу из римских воинов. Иудеи боялись даже распятого Иисуса Христа.

 

«Не ужасайтесь. Он воскрес»

Не только мужчины были учениками Иисуса Христа. Его Божественному слову внимали и женщины. Евангелие называет имена некоторых из них. Это Мария Магдалина, Саломия, Иоанна, Мария Клеопова, Марфа и Мария — сёстры праведного Лазаря, и другие. Среди них были и бедные, и богатые; и молодые, и уже воспитавшие взрослых сыновей.

Рыдая от бессилия, женщины с ужасом видят, как распинают Иисуса Христа. Затем они наблюдают, как Его хоронят. Ритуальные законы запрещают женщинам выполнять эту работу вместе с мужчинами. Поэтому они покупают благовонное масло (миро), и ждут окончания субботы, чтобы помазать Тело Господа в соответствии с обычаем.

«И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк. 16:2). Согласно евангелисту Матфею, раньше других жён-мироносиц к пещере пришла Мария Магдалина. Она видит, что камень отвален от гроба, думает, что кто-то перенёс Тело Христа, и бежит к апостолам Петру и Иоанну, чтобы сообщить им об этом.

Тем временем группа жён-мироносиц приходит ко гробу — и видит отваленный камень. Войдя внутрь, они не обнаруживают там Тело Учителя. Но видят ангела — «юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (согласно Луке, женщинам явились сразу два ангела.)

«Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (Мк. 16:6). Конечно, в пещере для мёртвых не могло быть вечно живого Сына Божьего. Он воскрес — как предсказывали пророки и как Он не раз предвозвещал Сам.

«И, выйдя, побежали от гроба», — рассказывает евангелист Марк. Жёны-мироносицы побежали к апостолам. «Он воскрес!» — наверняка радостно и удивлённо повторяли они. Уже по дороге их встречает воскресший Христос, и первое слово, которое Он произносит, было: «Радуйтесь!» Радость Воскресения Христова и сегодня так велика, что мы называем христианскую Пасху «праздников праздником и торжеством торжеств».

 

«Кто отвалит нам камень?»

Что объединяет жён-мироносиц и двух тайных учеников Христовых — Иосифа и Никодима? Любовь ко Господу; умение перебороть свой страх и быть готовым к любым испытаниям ради Христа. И ещё одно важное качество — доверие к Богу и открытое сердце.

Иосиф с Никодимом тайно приходили для общения с Господом, пока Он пребывал в окружении учеников и многочисленных людей, ожидавших чуда. Знатные члены Синедриона боялись проявить свою сопричастность к учению Иисуса Христа. Но когда ученики разбежались, а Учитель оказался распят, два робких человека преобразились: рискуя всем, они погребли тело Спасителя с подобающими почестями.

Жёны-мироносицы, которые по иудейским законам не имели практически никаких прав, первыми удостоились услышать о воскресении Христовом, а затем и первыми встретить воскресшего Господа. Их сердце оказалось более восприимчивым к этому.

Превозмогая страх, они отправились ко гробу. Казалось бы, никакой логики в их делах нет! Как они смогут отвались огромный камень? Как они убедят римских воинов пустить их внутрь? Так ли уж необходимо было помазывать миром поддавшееся, как они думали, тлению тело? Но женщины были движимы не логикой и холодным рассудком, а чувством сострадания и любви.

Это и привело их первыми ко Христу. Идя в тёмное время, они увидели Свет. Собираясь поклониться мёртвому телу, они встретили Жизнь. Не зная, как действовать дальше, они столкнулись с проявлением Промысла Божия. Собираясь помазать Тело Христово благовонным миром, они сами стали носителями душевного мира и благодати.

В день святых жён-мироносиц мы поздравляем женщин — наших добрых христианок, которые и сегодня несут свет и любовь. Но это в не меньшей степени и праздник мужчин. Идти за Христом до конца, разделять с Ним и радость, и боль — то, чему мы все должны учиться у святых.

Цитата дня

«

Величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100