Официальный сайт

Оптинские старцы

Оптинские старцы23 октября Церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского, а на следующий день вспоминает всех преподобных Оптинских старцев.

В православной среде есть некая мода на старчество — вот, где-то есть прозорливый старец, который знает всё, который ответит, жениться или в монастырь идти, на какой работе работать и где жить. Надо его обязательно найти, и если уж он что скажет, то ослушаться — смертный грех!

К сожалению, люди с такими установками зачастую находят себе не старца, а младостарца, который даёт абсурдные советы и ломает жизнь и самому «духовному чаду», и его близким. Как не ошибиться в подобных поисках? Самое главное — помнить, что христианство — это не о старцах, а о Боге и наших отношениях с Ним. Остальное вторично.

И если очень уж хочется доверить кому-нибудь свою душу, нелишним будет непредвзято посмотреть на этого человека: какова его жизнь? На что он готов ради свей веры? Как относится к окружающим? Приводит людей к самому себе или ко Христу?

Если мы говорим о старчестве, нам есть с кем сравнить.

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812-1891) был простым иеромонахом, а до ухода в монастырь — учителем. В монастыре он пёк просфоры и был келейником у преподобного Льва, а в 1840 году поселился в Иоанно-Предтеченском скиту, где прожил около пятидесяти лет. Он не занимал никакой большой должности в монастыре, и, тем не менее, к нему отовсюду стекались люди. На протяжении многих лет преподобный Амвросий тяжело болел, но не оставлял заботы о людях.

Известны многочисленные случаи его прозорливости, исцелений людей и даже воскрешения животных. Однажды старец Амвросий, откуда-то шёл по дороге в скит. Вдруг он увидел нагруженный воз, рядом с которым лежала мёртвая лошадь, а над ней плакал крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту была концом света. Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно её обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на неё: «Вставай, лентяйка!» — лошадь воскресла и поднялась на ноги.

Старец много времени посвящал молитве. Однажды его посетители увидели, как он в молитве отделился от земли и стал подниматься вверх, а затем опустился.

Преподобный старец Амвросий основал недалеко от Оптиной Шамординский женский монастырь, который известен до сего дня.

Мощи преподобного Амвросия Оптинского почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Перед ними совершается много чудес исцелений и исполнения молитв.

Известные изречения старца:

«Кто уступает, тот больше приобретает»

«Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих»

«Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги»

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»

«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог»

Кроме него Церковь прославила в лике святых ещё тринадцать Оптинских старцев.

Преподобный Лев (Наголкин) (1768-1841 гг.) жил на монастырской пасеке и нёс послушание духовника для паломников. Ежедневно к его келье приходили сотни людей, которых он исповедовал и давал духовные советы. На старца несправедливо ополчился местный епископ Николай. Он запретил Льву принимать посетителей и за нарушение этого запрета грозился сослать в Сибирь — в то время у епископов были такие полномочия. Люди долгое время приходили к старцу тайно.

В последние годы жизни старца епископ по настоянию священноначалия отменил свои запреты, а только упрекал старца: «Ну что, старик, тебе всё неймётся? Сколько тебе ни запрещай, ты всё возишься с этой бестолковой толпой. Пора бы тебе это оставить. Ведь умирать пора». На что тот кротко отвечал: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие душевные нужды?»

Старец прославился своей прозорливостью, которой он многих спас от разных бед и несчастий, вовремя предупредив об угрожающей опасности. Однажды он на три дня задержал у себя приехавших к нему купцов, не объясняя им причины. Позже выяснилось, что всё это время их подстерегали, чтобы убить и украсть деньги, которые были у них с собой. Когда выяснилось, что браки, совершенные по его благословению, всегда удачны, к нему стали часто обращаться с вопросами об устроении семейной жизни.

Известны и случаи исцеления по молитвам старца. Однажды три женщины привели к преподобному больную, лишившуюся рассудка. Они плакали и просили старца помолиться о ней. Он возложил на голову больной конец епитрахили и свои руки и, прочитав молитву, трижды перекрестил её голову. На следующий день больная была уже совершенно здоровая.

К нему обращаются и сейчас, через сто с лишним лет после его кончины. И преподобный Лев слышит молитвы и исполняет их.

Известные изречения преподобного Льва (Наголкина):

«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних. За других вы ответа не дадите, а за себя»

«Кто дела свои чувствует по Бозе, тому и здесь недурно, и там хорошо»

«Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия»

Преподобный Моисей (Путилов) (1782-1862 гг.)

До прихода в Оптину пустынь он жил монахом в Брянских лесах, где переписывал Священное Писание, питался ягодами, овощами с огорода и тем, что привозили жертвователи. По ночам к монахам часто наведывались волки, а из огорода приходилось выгонять медведей.

В 38 лет Моисей приехал в Оптину, где тоже поселился в диком сосновом бору недалеко от монастыря. Здесь он вместе с другими монахами построил Иоанно-Предтеченский скит, где жил некоторое время. Его избрали духовником обители, а затем настоятелем. О нём известно, что он посадил вокруг Оптиной фруктовые сады, завёл стадо коров, которые кормили монахов, и собрал большую библиотеку.

В монастырской гостинице при нём не было установлено никакой платы, но всякому предлагалось класть в кружку по усердию. Один богатый купец спросил, не боится ли настоятель, что все будут жить даром. И преподобный Моисей ответил: «Не заплатят девяносто девять, Бог пошлёт сотого, который за всех заплатит». Купец после этого сделался благодетелем Оптиной. Когда после кончины преподобного Моисея открыли ящик, где он хранил деньги, нашли один гривенник, застрявший между дном и стеною. «Верно, батюшка не заметил его, а то бы непременно и его истратил на бедных», — сказал его брат, преподобный Антоний.

Известные изречения:

«Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете»

«Господь Бог и малое, Его ради творимое, оценит дорогою ценою»

Преподобный Антоний (Путилов) (1795-1865) был братом старца Моисея. Он вместе с ним жил в лесу, а затем вместе они строили скит Оптиной пустыни. После назначения Моисея настоятелем Антоний стал начальником скита. Епископ Калужский Николай назначил его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря, но в конце жизни он смог вернуться в Оптину пустынь, где стал духовником для многих, приходящих в обитель.

Известные изречения:

«Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией»

К жёнам, жалующимся старцу на мужей: «Если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: „Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?“»

Преподобный Исаакий (Антимонов) (1810-1894 гг.) был настоятелем монастыря после смерти преподобного Моисея. Он управлял обителью 32 года. Двери келии его были открыты для убогих.

Преподобный Макарий (Иванов) (1788-1860 гг.) был духовным учеником преподобного Льва Оптинского. Он прославился исцелениями и изгнанием бесов. Однажды к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идёт, Макарий идёт!», — ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щёку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцелённым. Бес не смог перенести великого смирения старца. Старец оставил после себя много писем, которые до сих пор наставляют всех, кто ищет духовного совета.

Известные изречения старца Макария:

«Есть смирение — всё есть, нет смирения — ничего нет»

«Нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает — гордость, который способен заменить и прочие»

«Никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение»

Преподобный Иларион (Пономарёв) (1805-1873 гг.) был келейником преподобного Макария Оптинского, занимался садоводством и цветоводством, а также лечил братию монастыря, исполняя дело фельдшера. После смерти преподобного Макария он стал духовником приезжающих в монастырь паломников, прославившись даром молитвы и прозорливости.

Изречения старца:

«Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог — Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем»

«Если ты своё собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобой»

«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия»

Преподобный Иосиф (Литовкин) (1837-1911 гг.) был духовным чадом и келейником преподобного Амвросия Оптинского. В детстве ему являлась Божия Матерь. Однажды в селе случился пожар. Огонь грозил перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький мальчик, будущий старец, с молитвой обратился к Божией Матери и начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым, хотя кругом всё сгорело. Уйдя в Оптинский монастырь, он прожил в хибарке старца Амвросия пятьдесят лет, а после отъезда преподобного Амвросия в основанный им монастырь в Шамордино стал духовником Оптиной пустыни.

Изречения старца Иосифа:

«То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится»

«Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим»

«Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать»

«Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? — лучше держись середины»

«Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться»

«Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от неё живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога»

«Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чём-нибудь»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) (1824-1894 гг.) был помощником преподобного Амвросия Оптинского, начальником Предтеченского скита. Вместе с ним он был духовником для паломников, а затем для сестёр основанного Амвросием Шамординского монастыря. О силе молитвы старца Анатолия говорил сам преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи даётся».

Наставления старца Анатолия:

«Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех»

«Смиримся, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога — хоть лоб об пол поклонами разбей»

«Всё терпи — будешь и сам мирен, и другим доставишь мир!»

«Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть — и составляется так помалу путь спасения»

«Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать»

Оптинские старцыПреподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) (1845-1913). Таинственный случай произошёл с будущим старцем Варсонофием, когда он был шестилетним ребёнком. Он сам вспоминал позднее: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошёл странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: „Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!“ И после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

И, тем не менее, Павел сделал блестящую карьеру военного, был офицером, и ему уже обещали генеральский чин. Но внезапно он оставляет всё и уходит в монастырь. Бывшие сослуживцы говорили о нём: «С ума сошел, а какой был человек!..»

До ухода в монастырь он встретился со святым праведным Иоанном Кронштадтским, когда тот совершал богослужение в одном из храмов Москвы. Молодой офицер прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он вдруг подошёл и поцеловал руку офицеру, и, не сказав ничего, отошёл опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в его жизни.

Действительно, преподобному Варсонофию суждено было стать великим старцем и молитвенником, прославленным в лике святых.

Известные изречения старца Варсонофия:

«Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя»

«Если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу»

Преподобный Анатолий (Потапов) (1855-1922 гг.) — один из самых известных старцев Оптиной пустыни. К 1908 году число посетителей к старцу Анатолию так увеличилось, что даже настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не удавалось протиснуться сквозь толпу, чтобы попасть к нему на исповедь. Он также прославился дарами исцелений и прозорливости.

Известные изречения старца Анатолия:

«Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нём. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен»

«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!»

Преподобный Нектарий (Тихонов) (1853-1928 гг.) с 11 лет остался сиротой и работал в лавке богатого купца. С ранних лет он мечтал о монашеской жизни. Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. Хозяин отправил юношу за благословением на брак в Оптину пустынь к старцу Илариону. Там юноша и остался, став впоследствии одним из старцев обители. Он взял на себя подвиг юродства. Часто вместо ответа посетителям старец Нектарий расставлял перед ними куклы и разыгрывал маленький спектакль. Персонажи спектакля давали ответы на вопросы своими репликами. Его ответы оказывались пророческими, старец видел и предсказывал будущее, обличал тайные грехи приходивших к нему, исцелял смертельно больных.

После закрытия Оптинского монастыря в Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. Старца отвели в монастырский хлебный корпус, превращённый в тюрьму. После освобождения из тюрьмы его выслали в Брянскую область. Старец жил в селе Холмищи Брянской области у одного крестьянина. За то, что он приютил старца, крестьянина обложили особенно тяжёлым налогом и грозили ему ссылкой на Камчатку. В доме крестьянина старец, который был уже в преклонных летах, и отошёл ко Господу.

Известные изречения преподобного Нектария:

«Главное — остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: „Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего“»

«Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, — каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково»

Преподобный Никон (в миру Николай Беляев) (1888-1931 гг.) — один из последних Оптинских старцев. Когда он был младенцем, его дом посещал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он оставил молодым родителям свою фотографию с собственноручной подписью и датой — «год 1888, год рождения сына Николая». Преподобный Никон застал эпоху гонений на Церковь от большевиков. После октябрьского переворота Оптина была закрыта. «Умру, но не уйду», — записал он в своём дневнике.

Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Преподобный Никон трудился, делая всё возможное для сохранения монастыря. Ещё около года он прожил в разорённом монастыре, совершая богослужения и тайно принимая духовных чад. В 1927 году его арестовали. Около года он провёл в тюрьме, затем три страшных года — в лагере «Кемперпункт», а потом в ссылке в Архангельской области.

Его поселили в деревне Воспола на Пинеге. Узнав, что он неизлечимо болен туберкулезом, хозяйка в зимнюю стужу выгнала старца из дома, выбросив на улицу все его вещи. Его товарищ по ссылке, бывший насельник Оптиной Пустыни иеродиакон Пётр, перевёз умирающего старца в деревню Валдокурье, за три километра, где жил сам. Там преподобный Никон и отошёл ко Господу.

Изречения старца Никона:

«Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нём»

«Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией»

«Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком»

«Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё»

Архимандрит Исаакий (Бобраков) (1865-1938 гг.) стал последним настоятелем Оптиной пустыни. Он пережил разорение святой обители коммунистами, четырежды претерпел тюремное заключение. Был расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

В 1988 году Оптина пустынь вновь была открыта. К концу 2000 годов монастырь был восстановлен.

Подготовила Мария Цырлина

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100