Официальный сайт

03 марта 2021 г.

О введении предмета ОРКСЭ в школах в 2020–2021 учебном году

Методический семинар для учителей христианской этики прошёл в ГорловкеДоклад учителя начальных классов Горловской школы № 25 с углублённым изучением отдельных предметов Инны Александровны Каплуновской на методическом семинаре «Православная встреча. Великий Пост» в Горловке. Публикуется без изменений и сокращений.

В 2020–2021 учебном году в школах Донбасса ввели новый предмет ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Новый для нас, но не новый для РФ, где он уже давно и успешно ведётся. Понятно, что и мы начнём свою работу с этим предметом не на голом месте, а используя опыт российских коллег.

Так как у меня 4 класс и меня это непосредственно касается, я в августе этого года начала подробно знакомиться с теми материалами, что нам предложил наш Донецкий институт повышения квалификации учителей, и с российской методической базой. Конечно, как всё новое, не обошлось без казусов для меня лично. И я этим с вами поделюсь — думаю, что представителям образования это важно понимать.

Данный предмет представлен в виде нескольких модулей:

  • основы светской этики;
  • основы мировых религиозных культур;
  • далее модули по всем основным религиозным культурам, а именно: исламу, буддизму, иудейской культуре и основам православной культуры.

Какой именно выбрать курс — решает учитель и, возможно, администрация школы. И вот здесь-то мне и хочется остановиться чуть подробнее.

С модулем «Светская этика» всё понятно. Этот курс под тем или иным названием присутствовал в наших учебных заведениях. Если сказать о нём очень кратко — это подробно растянутое на год стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Стихотворение хорошее и курс вреда не принесёт, разве что не даст ответов на основные вопросы, но всё равно, фундамент норм морали и этикета заложит. Почему лично меня не устраивает модуль этого курса — чуть позже.

И вот, начав в августе разбираться в новом предмете, я не сразу поняла, что существует ещё отдельно модуль «Основы православной культуры» и влезла с головой в модуль «Основы мировых религиозных культур», считая, что курс и состоит из этих двух модулей: светской этики и основ мировых религиозных культур. И… пришла в ужас, читая учебник. Нет, там давалась довольно интересная, доступная информация. Я даже почерпнула для себя много нового, занимательного — особенно из буддизма и ислама. И детям для общего развития это, казалось, было бы тоже хорошо, но! Что получается на самом деле?

Рассматривается любая тема с точки зрения всех религий. Например, тема «Священные книги мировых религий», из которой, дети узнают, что верования иудеи получат из Торы, мусульмане из Корана, христиане из Евангелия, и т.д. Все народы берегут и почитают свои святыни. Даст широту кругозора этот урок? Даст. Но также даст несколько снисходительное отношение ко всем верующим людям. Почему? А потому что глубины рассмотрения вопроса нет, да и не может быть в 4 классе, а поверхностность и нивелирование всех религий растит атеистов. Либо, если вопросы останутся — это путь к сектантству. Ведь вроде про все религии ему рассказали, а душа-то ответа не нашла!

Или вот тема «Добро и зло. Понятие греха. Раскаяние и воздаяние». Очень важная тема. И что узнает ребёнок? Что, оказывается, все религии мира призывают творить добро и не делать зла. Ну, несколько разные понятия, скажем так, послесмертного наказания или представления о рае. Что опять вынесет ребёнок? Что все религии мира одинаковы, и это, по сути  сказки, выдуманные давным-давно, а он-то такой современный, чтобы в это уже не верить.

В общем, это моё личное мнение, но мне совсем не понравился этот модуль. И я понимаю, что, возможно, кто-то из учителей хотел бы выбрать его, считая, что это поможет ему воспитать в детях толерантность, кругозор и т.д. Но моё глубокое убеждение, что прежде всего этот модуль воспитает атеистов или сектантов, которые будут искать ответы, минуя Церковь. Понятно, что такой модуль нам предложен и существует, но я именно сегодня уделила внимание этому, чтобы подсказать учителям — отказаться от него.

О модуле «Светская этика». Он — хорош, неплохой учебник, в нём есть много интересных примеров. И учит он важным, правильным вещам. Но в нём нет Бога, а значит, нет настоящих ответов — почему нельзя нарушать эти самые нормы морали. Как учитель на данном уроке может учить ребёнка быть честным? 1) Нельзя воровать, потому что это принесёт горе, слёзы тому, у кого ты украл. А вору зачастую на это наплевать. 2) Если люди узнают, что ты — вор, то тебя будут в обществе презирать. А ребёнок знает уже или поймёт позже, что будут уважать в воровской группировке, и опять-таки — наплевать вору на мнение остального общества. 3) Устрашение наказанием? — А я буду ловким и хитрым, и меня не поймают! Всё! У светской этики — аргументов больше нет. И так по всем остальным нормам морали.

Модули буддизма, ислама я не рассматривала в силу традиционных верований нашего региона. Если в классе есть дети из мусульманских семей, то нужно объяснить родителям, что курс «Основы православной культуры» не предполагает принятие веры, воцерковление. Что нужно воспринимать курс как помогающий лучше понять религиозную культуру региона, где вы проживаете, культурную подоплёку многих художественных произведений, с которыми столкнётся в будущем ваш ребёнок. У меня даже на христианскую этику, которая не была в сетке обязательных уроков, ходили ребята-азербайджанцы и активно работали, поднимали руки, думали, отвечали.

А теперь подробнее о модуле «Основы православной культуры». После моей растерянности от модуля «мировых религиозных культур», который я начала изучать в августе, я наконец-то разобралась и нашла уже наш курс.

Песенка ГеныЯ была просто в восторге от учебника Андрея Кураева. Я знаю о сложных взаимоотношениях Церкви и Андрея Кураева, но всё-таки учебник был написан давно, намного раньше внутрицерковного конфликта Кураева и Церкви. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы на судьбу учебника это не повлияло, и его не убрали.

Учебник действительно замечательный. В нём нет сюсюканья, которое я порой наблюдаю в христианской детской литературе, нет скучного морализаторства, которым тоже порой грешит христианская литература для детей. А идёт довольно откровенный разговор с младшим подростком. Для меня каждый урок представляется очень интересным, затрагивающим проблемные вопросы, заставляющим думать.

Вот, например, урок «Совесть и раскаяние». Тема вроде бы и понятная, знакомая четверокласснику. Но каков подход к ней! После краткого пояснения, напоминания, что такое зло, грех, добро, совесть — автор приводит пример мук святого! Идёт рассказ об отречении Петра и муках его совести. А дальше о том, для чего Господь дал человеку совесть, каковы её задачи, как предостеречь от греха и, если уж грех случился, искренне раскаяться.

И дальше автор ведёт рассуждение о совести. Но как тема поднята! От известной детской песенки, которая всегда была на слуху — ребёнок вдруг задумывается: а как же это так? Кого-то обидели и весело поехали дальше?

ПодвигТема подвига даже для меня была раскрыта совершенно неожиданно, ведь мы привыкли говорить с детьми на таких уроках о подвигах героев.

Я специально привела примеры вроде бы очень простых тем, но поверьте, и такие сложные, как «Крестная жертва Христа», раскрыты одновременно и глубоко, и доходчиво.

Подвиг

Есть прекрасно разработанные презентации к каждой теме на одном из православных сайтов www.svetoch-opk.ru, разработанные иереем Андреем Моховиковым, есть электронный тренажёр с набором вопросов по каждой теме.

Мои учащиеся распечатали этот учебник и только благодаря этому, когда предмет со второй четверти был перенесён на дистанционное обучение, мы смогли продолжить полноценную работу.

Я, давая задание, писала только мотивирующие для изучения темы вопросы и далее — на каких страницах искать ответы, ну и плюс электронная презентация. Домашние задания, на которые дети отвечали в тетрадях, были из электронного тренажёра. Я просила в комментариях в Гугл-классе написать своё впечатление об уроке. Конечно, писали не все, но как было приятно читать, что тема урока их взволновала, заинтересовала, заставила задуматься!

Я очень рада, что у нас в школах появился данный предмет. И это тот редкий случай, когда у практического учителя нет претензий ни к учебнику, ни к программе курса. Одна беда, что учебников пока нет в бумажном виде, но я считаю, что это преодолимо.

Так как предмет к нам пришёл из РФ, то некоторые темы уроков хотелось бы немного приблизить к нашему региону. Поэтому я взялась для учителей нашей школы написать небольшой методический сборник уроков по данным темам, который сейчас и проходит апробацию в нашей школе.

Спасибо за внимание!

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100