Официальный сайт

О беззащитном Боге и человеческом выборе

20 января, в день празднования собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в старинной Николаевской церкви города Артёмовска, на территории которой находится храм-колокольня в честь пророка Иоанна Предтечи. После богослужения владыка обратился к собравшимся с проповедью.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В древности праздники Рождества и Крещения были одним праздничным днём, который носил название Богоявления. Затем христианам захотелось праздновать эти дни более широко, и праздник Рождества и Крещения разделили на две части, а дни между Рождеством и Богоявлением стали называть святыми днями. В народе их назвали «святки». И эти святые дни мы празднуем как один день, потому что нам кажется, что время от Рождества до Крещения пролетает как одно мгновение.

Мы радуемся пришествию в мир Сына Божия, Его явлению среди нас. И этот праздник не перестаёт удивлять и радовать нас каждый год, потому что каждый год мы вновь и вновь убеждаемся в том, что Бог, становясь человеком, становится близким каждому из нас, и нас делает родными и близкими Себе. И в этом радость христианского благовестия и суть нашей веры, надежды и упования.

Человек не может без общения с Богом. Или, иными словами: он может без общения с Богом прожить, но эта жизнь не может быть ни полноценной, ни счастливой. Когда Бог создал первого человека и поселил его в раю, общение человека и Бога было ежедневной реальностью. Для человека общаться с Богом было так же естественно, как нам естественно общаться со своими друзьями, родителями. И человек, созданный по образу и подобию Божию, в этом общении всегда находил для себя самое главное, то, чего, может, никогда и нигде бы он больше не получил.

Суть райской жизни была не в том, что человек видел зелёную траву и ел какие-нибудь замечательные вкусные яблоки, не в том, что там всё время светило солнце. Рай заключался в том, что человек был с Богом, а Бог был с человеком. У человека не было опыта того, что значит жизнь без Бога, он этого не знал. И после того, как человек Бога ослушался, после того, как он от Бога отказался, у человека этот опыт появился. Нам Предание сохранило память о том, как Адам, сидя, изгнанный из рая, и глядя в ту сторону, где был Эдемский сад, плакал. Но плакал он не по тем деревьям, которые остались в саду, а о том общении с Богом, которое он потерял. И это общение человек потерял не потому, что Бог разорвал эту связь, а потому, что сам человек потерял способность к богообщению. Это было похоже, скорее, на то, как если бы человек имел зрение, а потом ослеп в один день. И, конечно, мир бы для него стал совсем другим. Вот такой приобрёл наш праотец Адам, а с ним — и все люди.

Но вместе с этим он получил и обещание, что наступит время, когда это зрение вернётся, когда человек снова общение с Богом восстановит. И праздник Богоявления, который мы празднуем, праздник пришествия в мир Сына Божия — как раз и есть исполнение этого обещания. Представьте себе, что люди из поколения в поколение ждали, когда вновь у них появится эта возможность.

Мы знаем, что пророки слышали голос, который к ним говорил, и возвещали волю Божию. Моисей со спины видел явление Бога на горе Синай, которое сопровождалось страшными землетрясениями, громами и огнём. И, приближаясь к Богу, человек, скорее всего, в первую очередь испытывал страх. А теперь Бог становится одним из нас, и становится беззащитным Младенцем, Который не может наказать, Который не может взять в руки оружие, Который не может сделать больно и Который может только любить и только доверять. И, выступая на Своё общественное служение, приходя к Иоанну на Иордан, Господь приходит кротким и смиренным. Иоанн говорит: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи всего мира».

Господь становится одним из нас для того, чтобы мы стали близкими Ему, чтобы мы Его не боялись, чтобы те грехи, которые есть у нас, взять на Свои плечи и их пригвоздить на Кресте. И грехи не только тех, кто жил в то время или до Него, но и наши сегодняшние грехи, те, которые мы с вами совершаем, Господь исцеляет Своим пришествием в мир. И именно поэтому так торжественно и радостно мы встречаем Его в день Богоявления и радуемся Его пришествию. Мы знаем, что Он пришёл для того, чтобы мы имели возможность, сказав «прости меня, Господи», не наказание получить, не месть за зло, которое мы делаем, а прощение и исцеление души и тела. И поэтому мы благодарны Богу.

Но самое удивительное, что даже после того, как Господь пришёл в мир, и мы получили возможность прощения грехов, многие продолжают жить во грехе. Многим кажется, что грех лучше, чем жизнь с Богом. И, конечно, в этом случае уже не Бог наказывает человека, а человек наказывает сам себя, удаляясь от Бога. Тот, кто умирает от жажды рядом с источником воды, виноват сам, потому что не наклонился, чтобы из него зачерпнуть. Тот, кто, имея возможность выздороветь, остаётся больным, виноват сам, потому что, имея лекарство, он отказался от этого лекарства. Тот, кто, имея возможность войти в жизнь вечную и всё для этого необходимое, не вошёл в жизнь вечную, виноват сам, потому что он отказался от этой возможности. Не нарушая нашу свободу, не отбирая у нас право выбора, Господь каждому из нас даёт возможность решить: хотим мы быть с Ним или мы хотим всю вечность проводить без Него.

Что нужно для того, чтобы быть с Богом, мы знаем. Здесь нет чего-то особенного и невыполнимого. Нужно соблюдать хотя бы те десять заповедей, которые мы получили, и научиться творить добрые дела.

Кто не хочет быть с Богом, этот выбор делает сознательно, и его жизнь проходит соответствующим образом. Мне приходилось видеть разных людей — и знаменитых, и богатых, и сильных, и очень образованных, и не очень, но ни одного я человека не видел, который был бы счастлив, живя без Бога, который был бы счастлив, нарушая заповеди Божии и переступая через свою совесть. И поэтому я говорю в сегодняшний день, что счастливым может быть каждый человек, независимо от его возраста, положения, национальности, звания. Счастливым он может быть, если захочет жить по воле Божией и по совести, и исполнять закон Божий. И для этого есть возможности у каждого из нас.

Дай Бог, чтобы мы этой возможностью пользовались, чтобы та радость покаяния, очищения от греха, участия в таинствах и праздничных богослужениях, которая даётся нам в эти дни, созидала в каждом из нас новую жизнь, потому что именно для этого в мир и явился Господь. Чтобы мы начали жить по-другому, чтобы у нас появилась надежда, чтобы мы видели смысл и цель своей жизни, чтобы мы осознавали, для чего нам нужно делать добро и уклоняться от зла. И чем больше мы будем делать добра, чем больше наша жизнь будет направлена к служению Богу, тем радостнее и счастливее она будет, и мы будем осознавать, что мы на этой земле не зря. Жизнь дана для того, чтобы мы это познали, для того, чтобы мы этому научились. И поэтому дай Бог, чтобы мы не провели это время зря.

Пусть этот новый год, который наступает, год 2014-й, для каждого из нас станет временем, когда мы сделаем ещё один шаг, чтобы стать ближе к Богу, чтобы из нашей жизни ушло то, что нам мешает и себя чувствовать людьми, и спать со спокойной совестью. И пусть добрые дела, которые каждый из нас может делать, оставляют следы на каждой странице нашей жизни, которую мы будем переворачивать в новом году. Пусть милость Божия, Божие благословение пребудут со всеми вами. С праздником вас всех поздравляю!

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100