Официальный сайт

Протоиерей Геннадий Добронос, Юлия Хворост

Нужен ли современным детям режим?

Планирование для ребенкаНужен современным детям режим или это пережиток прошлого? Если нужен — как приучать и с какого возраста? Насколько жёстким он должен быть? Как всей семьёй не выпасть из режима в период дистанционного обучения? Нужен ли режим взрослым людям? Спросили у протоиерея Геннадия Доброноса, многодетного отца и педагога, и Юлии Хворост — преподавателя воскресной и общеобразовательной школ и психолога по образованию.

 

Режим необходим, и лучше составлять его вместе с детьми

Протоиерей Геннадий Добронос, настоятель храма во имя св. вмч. Артемия пос. Долгая Балка:

Режим не должен быть жёстким

Режим нужен, это воспитывающий, стабилизирующий и организующий ребёнка фактор. Он приучает его к порядку, дисциплине, исполнительности. Это одна из важных основ воспитания. Другое дело, что к этому вопросу нужно относиться с умом. Режим не должен быть жёстким, чтобы не сломать ребёнка, не вызвать в нём отторжения и не привести к унынию. Считаю, что надо постараться составить его так, чтобы он был спокойным и щадящим. Я бы назвал такой деловым — то есть в нём должны быть элементы, которые действительно нужны, а всевозможные нерациональные моменты в него не стоит включать. Нужно быть готовым к тому, что в жизни случаются разные события, какие-то экспромты и форс-мажоры, учесть которые невозможно. К ним нужно относиться спокойно.

Я бы рекомендовал обсуждать режим с детьми — именно так мы поступаем в нашей семье. Дети сами принимают участие в его разработке, потому и выполнять его им легче, да и мотивация есть, потому что он не навязан извне, а принят с учётом мнения ребёнка. К слову, дети часто могут подсказать моменты, которые взрослые не учитывают.

Раньше мы записывали наш распорядок дня на бумаге и вывешивали его на стену, позже просто записывали важные пункты и каждый сам выполнял положенное ему. Сейчас дети взрослые, и наглядных пособий им уже не нужно: все и так всё знают.

С какого возраста?

Мне кажется, что даже в грудничковом возрасте режим должен быть: ведь мама обычно соблюдает определённую периодичность кормлений, у неё есть график прогулок. Конечно, он тоже не должен быть жёстким.

Когда у нас появились первые дети, был Советский Союз. В те годы существовали довольно жёсткие установки в воспитании. Мы очень строго выдерживали требования кормления по часам и жизни по расписанию. Такая привязанность к режиму, конечно, была нашей ошибкой. Потом мы отошли от этой практики, но всё же признавали необходимость распорядка дня в жизни детей. Стало понятно: родителям в этом вопросе нужно найти золотую середину.

Пока ребёнок маленький, он связан с мамой, и если она живёт без режима, им обоим будет непросто. Думаю, распорядок дня помогает молодым родителям организовать свою жизнь, это важно, когда в семье появляется малыш. Да и в дальнейшем им будет проще наладить график его жизни. В любом случае, важно понимать: чем позже вы будете приучать малыша к режиму, тем сложнее ему будет привыкнуть к нему. Но в любом возрасте действовать нужно мягко, с любовью.

Полезный навык для детей и взрослых

Когда ребёнок подрастает, обязательно объясняйте, почему вы включаете в расписание дня те или иные пункты. Это поможет избежать многих проблем, ведь легче принять то, что понимаешь. Чем старше чадо, тем больше надо учитывать его мнение в составлении режима дня. Ни в коем случае не забывайте о компромиссах. Например, сын хочет гулять четыре часа и настаивает на этом — что ж, согласитесь, но потом объясните, что из-за такой долгой прогулки у него не будет возможности посмотреть мультики и сделать уроки. Если всё разъяснить, ребёнок поймёт. Более того: вы научите его планировать и правильно распределять своё время, а это очень полезный навык.

Планирование очень организовывает жизнь человека. Люди, умеющие составлять планы на неделю, месяц, год, как правило, добиваются большего, чем живущие спонтанно. Когда есть цель, есть и желание её достигнуть. А когда стремиться не к чему, откуда взяться свершениям?

Ударим режимом по дистанционному обучению!

В период дистанционного обучения режим крайне важен. Конечно, его нужно откорректировать согласно сложившимся обстоятельствам. Ни при каких условиях он не должен быть жёстким и догматичным. Скорее всего, ваш обычный режим придётся значительно изменить. Как минимум, в него надо будет внести время, посвящённое урокам и занятиям. Думаю, лучше новое расписание дня написать на бумаге, чтобы оно было на глазах у ребёнка — так ему будет легче к нему адаптироваться. Разумеется, на первых порах родителям придётся контролировать его выполнение — но не для безукоризненного подчинения сына или дочки, а для того, чтобы ребёнок не упустил какие-то важные пункты.

Нужно составлять режим в соответствии с санитарными нормами: в нём должны быть учтены обязательные прогулки, возможность подвигаться, отвлечься от уроков и гаджетов. Если на дистанционном обучении отпустить ребёнка в свободное плавание, есть опасность, что он на целый день засядет за компьютер и не встанет из-за него до вечера, чем быстро подорвёт своё здоровье. Вспомните, сколько детям задавали на карантине в конце прошлого учебного года, это же был какой-то кошмар! Если всё выполнять добросовестно, то ребёнку был гарантирован как минимум стресс, а как максимум — психосоматические заболевания и проблемы со зрением. Так что нужно находить баланс между учёбой и отдыхом. Этому могут помочь пятиминутки-разминки, прогулки, даже обычная уборка в комнате хороша как переключение видов деятельности. Но для всего этого, повторюсь, нужно знать все санитарные нормы для школьников и детей младшего возраста: сколько им можно без перерыва заниматься умственной деятельностью, сколько допускается сидеть перед экраном и так далее.

Главное — не перегрузить детей. Лучше пусть позже закончат выполнение уроков, но обучение будет эффективным и обойдётся без ущерба для здоровья. Конечно же, нужно учитывать способности вашего ребёнка. Даже если он может долго и усидчиво учиться, не позволяйте ему слишком усердствовать: многие подростки поначалу очень активно занимаются, а потом могут сорваться от переутомления, не рассчитав свои силы. Проблемы со здоровьем и мотивацией, постоянная усталость могут привести к тому, что они просто перестанут учиться, поэтому родители обязательно должны проявлять мудрость и вычленять главное в режиме своих детей. Я думаю, в ситуации дистанционного обучения распорядок дня только поможет. Дети нуждаются в определённых рамках. Без контроля любая система разрушается и летит вразнос, поэтому на родителях лежит ответственность за то, чтобы помочь детям сохранить здоровье и силы во время карантина.

 

Режим дня ребенкаНужен ли режим на каникулах?

Юлия Хворост, преподаватель воскресной школы при храме святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки, учитель общеобразовательной школы, психолог:

Я считаю, что режим в жизни семьи с детьми важен, но он не должен быть слишком жёстким. Если говорить о режиме в условиях каникул, то он у нас довольно мягкий. Мы стараемся не засиживаться допоздна, чтобы потом не спать до обеда. Старшая дочка обычно утром гуляет с собакой, я тем временем завтрак готовлю. Чистим зубы, заправляем постели. Хорошо помолиться вместе всей семьёй, но у нас это редко получается. Очень хотелось бы, чтобы это стало нашей незыблемой традицией, ведь общая молитва очень сближает семью, а утренняя молитва даёт силы на день и задает всем правильный вектор. Поэтому здорово, если удаётся помолиться всем вместе, хотя бы кратенько. Обычно мы читаем молитву перед едой, любим нараспев, или же дети читают сами.

Совместный приём пищи тоже сближает. Мы садимся за стол без гаджетов, чтобы ничего не отвлекало. Это время, когда можно обсудить планы на день. После еды стараемся не забыть поблагодарить Бога. Дети моют за собой посуду, затем какое-то время занимаемся своими делами. После этого садимся за уроки, чтобы за каникулы всё не забыть. Это обычно не занимает много времени. Днём обедаем и идём гулять.

После прогулки занимаемся своими делами. Я готовлю, и мы вместе ужинаем. Можем устроить чаепитие с совместным просмотром интересного фильма. Перед сном читаем сказки. Бывает, мы молимся, а дети слушают, но порой складывается и так, что молимся, когда дети уснут. Телефоны выносим на ночь в другую комнату, чтобы перед сном у детей не было соблазна их схватить. Как видите, у нас режим не строгий, но без него невозможно. Как психолог могу сказать, что постоянство необходимо ребёнку для его нормального психического развития.

Сейчас дети подрастают, и я стараюсь привлекать их к посильному домашнему труду. Это не всегда просто получается, но мы стараемся. Каникулы — это не время вседозволенности, безделья и лени, а отдых от школьных занятий. Если же говорить о дистанционном обучении, то оно давалось нам нелегко: значительная часть времени уходила на уроки.

Многие не любят режим из-за однообразия, но постоянство необходимо человеку, без него нет движения вперёд. Православная семья всё отдает в руки Божии, поэтому каждый день имеет свою изюминку. Мы перед каждым делом стараемся кратко испрашивать Божьего благословения и чувствуем, нужно его делать или нет.

Мне кажется, режим не должен быть очень строгим. У человека должно быть осознание пользы того, что он делает, и радость от этого, а просто принуждать себя к какому-то графику нет смысла. В семье родители должны сами осознавать, зачем они заставляют детей что-то делать, и уметь доходчиво объяснить им это. Такой подход поможет сохранить мир и любовь в семье.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100