Официальный сайт

Протоиерей Вадим Ильчук

«Неудобные» дети в храме

Дети в храме — казалось бы, что может быть прекраснее? Не к тому ли стремится Церковь, а с ней — и верующие родители? В голове складываются прекрасные картинки: милые крохи, сложив ручки на груди, с благочестивым видом подходят к Чаше… Малыш завороженно глядит на пламя свечи перед иконой… Но реальность порой имеет мало общего с подобными образами, и пребывание детей в храме может превратиться в проблему для всех: родителей, прихожан, священника.

Как же быть родителям капризничающего ребёнка? Что нужно понимать, видя такое дитя в храме? Почему дети плачут в церкви? Может ли истошно вопящий младенец быть одержимым? — Об этом и многом другом мы беседовали с протоиереем Вадимом Ильчуком, благочинным Иово-Почаевского округа г. Константиновки.

— Как священнику найти общий язык с маленькими прихожанами? Особенно — капризничающими?

— К детям священник должен относиться как родной отец, друг. Прислушиваюсь к их радостям, если плачут или огорчены — тоже к ним подхожу, утешаю, разговариваю, стараюсь приголубить как-то — чтобы ребёнок ощутил заботу, чтобы понял: здесь не какой-то строгий бородатый дядька, а любящий человек, которому не чужды его бедки. Когда приходится общаться с прихожанами, которые раздражаются на крикливых малышей, я объясняю, что нужно понести тяготы этих деток. Они ведь только начинают соприкасаться с жизнью, её проблемами.

В храме обычно плачут дети тех родителей, которые очень редко приходят в церковь, — или же начинающих прихожан. Дети, которых приносят в храм «с утробы», зачастую ведут себя спокойнее. Ведь когда мама, ожидая ребёнка, начинает чаще ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, то малыш слышит мамино сердце, радость её, духовный подъём — и с этим рождается. И такой младенец, когда его приносят на причастие, ведёт себя как опытный — это я видел лично!

Но не все такие. У каждого свой путь. Есть те, кто приходит в храм позже, соответственно, их дети приходят туда позже. Это нужно понимать. В таком случае священник должен подойти к этой задаче более ответственно. Мы сделали озвучку на улице, и потом корректно говорили таким родителям: если ваш ребёночек плачет — погуляйте возле храма, пока не успокоится. Таким образом, можно побыть с малышом на улице — и слушать службу.

Часто плач и дурное поведение в храме рассматривают как невоспитанность и даже одержимость ребёнка. Конечно же, это не так. Мы объясняем это тем, что ребёнок попадает в общество множества людей, и ему просто страшно. Мы предлагаем: выйдите — пускай он привыкает к пению, звукам службы. Можно с ним гулять, на улице можно и погромче побеседовать. Если младенец грудной — он просто будет находиться в этой атмосфере. И за лето возле храма — привыкнет!

А когда подходит момент причастия — то можно зайти и причастить. Даже если малыш в этот момент немного покричит — ничего страшного. Ведь ребёнку может просто кислорода не хватать — дети это ощущают. Духота, жара — всё может спровоцировать плач.

— Всегда ли проблема детского непослушания или капризов коренится в перекосах духовной жизни родителей? Убеждение, что в воцерковлённой православной семье всегда адекватные спокойные дети, — стереотип или правда?

— Это, конечно, стереотип. Ведь каждый человек индивидуален. Но, конечно, больше положительных качеств у детей, чьи родители часто посещают церковь — не от привычки, а чтобы помолиться, встретиться в общей молитве с Господом. Они приносят эту радость в свою семью, и передают её детям. С другой стороны — каждый человек индивидуален, имеет какие-то черты характера, заложенные с утробы матери.

Я не могу сказать, что причины детских капризов в родителях. Господь может испытывать родителей, их терпение и любовь: будут ли они продолжаться, когда ребёнок капризничает, толкается, плохо ведёт себя? Но это ещё раз доказывает, что родители должны больше внимания уделять воспитанию ребёнка, больше общаться с ним, беседовать.

Хорошо, если Господь устроил так, что ребёнок в церкви понимает, где он и что происходит. Если же нет — нужно заниматься им. Ведь подвиг родительский заключается в духовном рождении личности! Физически вырастить важно, но это только начало. Главное — духовно воспитать человека, родить в нём личность духовную, терпеливую, сознательную. Если мы это воспитаем с детства — ребёнку гораздо проще будет потом.

— Плохое поведение детей в храмах — всегда ли результат неправильного воспитания? Как быть с такими проблемами, как возрастные кризисы, неврологические проблемы, инвалидность и т.п.? Ведь таких детей тоже нужно приобщать к церковной жизни — а они, как правило, мешают тихому течению службы.

— Мамам таких детей нужно быть внимательными. Если есть проблемы с медицинской точки зрения — неврологической, психологической и других — во-первых, нужно найти людей, которые уже сталкивались с подобными проблемами и могут поделиться опытом. Во-вторых — нужно обязательно рассказать священнику о своих проблемах. Семейный опыт священника очень может помочь, особенно если он — опытный отец. Нужно не стесняться подойти за советом.

Священник, в свою очередь, должен готовить не только маму, но и прихожан. Они должны видеть, что пришли люди с ребёнком, у которого есть проблема. Нужно помочь создать такие комфортные условия, чтобы этому ребёнку было хорошо. Если ребёнок болен — поставить стульчик. Позаботиться, чтобы он не стоял долго в очереди на причастие.

Здесь на первом месте — труд священника. Нужно, чтобы не только он, но и все, кто ему помогают, понимали, что происходит и как себя вести. Чтобы осознавали, что будет нелегко и ответственно, что больной ребёнок может и бодаться, и вертеться, его нужно и словом отвлечь, и где-то даже придержать немного. Но причащать таких детей необходимо, потому что через причастие они получают от Господа то, что нужно для телесного и душевного исцеления. Главное — чтобы у родителей была вера, чтобы они обращались к Господу за помощью. А чтобы вера была — нужно искать себе духовных наставников хороших, опытных.

— Какой совет вы дали бы молодым священникам, ещё не имеющим собственных детей?

— Нужно руководствоваться наставлениями святоотеческой духовной литературы, обращаться к опыту старших священников, смотреть, советоваться, и, конечно, воздерживаться от собственных комментариев в незнакомых ситуациях. Кричит ребёнок — скажите: «Хороший какой хорист будет! Походите в церковь — наверное, будет Бога славить пением своим! Вот у него какой голос крепкий!» И родители в хорошем настроении придут домой.

Да, плакал ребёнок, может быть, мешал во время таинства, но ничего страшного! Это ведь дети! Небеса ликуют в этот момент, и больше, чем мы, — потому что ещё один христианин появился на земле! Церковь приняла в своё лоно ещё одну душу. Когда ребёнок плачет — он имеет на это право. Ведь Господь дал ему способность ощущать этот мир. И каким он его воспринимает — такими будут и выражаемые им чувства…

А чтобы восприятие было правильным — это уже труд и родительский, и наш, священнический, и церковного общества. Благодаря нам ребёнок должен понять, что в церкви — его друзья, он получит здесь защиту и поддержку.

— А нужно ли таким священникам читать какую-то специальную литературу — детских психологов, например?

— Обязательно! Человек должен быть всесторонне развит, тем более — священник. А если он ещё и будущий отец — то ему тем более нужно знать точки зрения на воспитание психологов, врачей, многодетных родителей. Есть даже художественная литература, которая могла бы помочь. Священник — это отец, наставник, и ему нужно быть эрудированным во всех вопросах, и особенно — семьи.

Священник на приходе — это центр внимания, прежде всего, семейных людей. Им нужно в пастыре черпать подкрепление для своего родительского, семейного подвига. Священник должен быть готов к тому, что та пара, которую он повенчал сегодня, захочет от него и дальнейшей духовной поддержки. Подсказать как брат или друг, и к тому же не навредить — вот к чему нужно стремиться.

— Какие практические советы вы дали бы родителям? Уже сказали, что можно на улице погулять до причастия. Что ещё? Может быть, лучше причащать ребёнка не в воскресенье, а когда людей поменьше — в субботу, например?

— Я всё-таки считаю, что лучше приходить на воскресную литургию. Ведь литургия — как костёр: положишь пять веточек — он будет гореть ярко, но когда положишь сотни — пламя достигнет небес. А родительский совет могу такой дать: нужно семейное общение. У нас была такая семейная традиция: когда дети были поменьше, мы всегда ужинали вместе, и в это время общались, разбирались в своих дневных поступках.

В воскресенье после службы или на исходе трудового дня — во время таких бесед дети всегда могли задать вопрос, получить наставление… Такое общение, когда во главе стола сидит отец семейства, а возле него супруга, старший ребёнок, меньший — строй православной семьи — награждает ответственностью и младших, и старших детей. Это сплачивает семью.

Другой совет. Когда я был малышом и ходил в церковь, то дедушка всегда просил меня после службы, чтобы я пересказал ему проповедь батюшки. Это стимулировало моё внимание. Ведь дети, как правило, не помнят того, о чём говорят в храме. Так что это мудрый, хороший совет, который стоит взять на заметку.

— Какое место в воспитании детей занимает воскресная школа?

— Воскресная школа, если брать общественную деятельность прихода, занимает первое место после службы и Евхаристии. Потому что если мы не будем воспитывать детей, приводить их в церковь и делать так, чтобы им там было интересно — ничего хорошего не получится. Нужно, чтобы дети знали, что церковь — это то место, где их поймут, выслушают, поддержат и подскажут. Где они научатся полезному и важному. Обязательно нужно, чтобы воскресная школа была связана с жизнью ребёнка. Нужно выслушивать детей. У нас ученики высказывают свои пожелания относительно того, как им хочется, чтобы их учили. Мы стараемся прислушиваться к ним.

Каждый новый ребёнок в воскресной школе не должен быть белой вороной. Нужно, чтобы ребята опытные, постарше, сразу сделали новичка своим другом. Часто дети боятся приходить в школу в середине учебного года, потому что думают, что ничего не будут знать. А если их сразу заинтересовать, дать роль в какой-то сценке или доверить ответственное дело — у них будет стимул приходить самим и приводить своих друзей.

Это ведь тоже живое общение с Церковью, и не нужно жалеть приходских денег на воскресную школу! Нужно устраивать обеды, пикники, выезжать в поездки, и в футбол с ними погонять, в игры поиграть — они ведь любят это.

— Важно ли воцерковляющимся родителям найти круг православного общения?

— Это нужно, и обязательно! Я бы очень хотел создать какие-то общества типа братства или сестричества. А на приходе семья священника должна организовать вокруг себя такой круг. Это могут быть и подготовка к престольному празднику, поездки. Нужно, чтобы опытные прихожане помогали молодым, воцерковляющимся, привлекали их. Нужно это внедрять, нужно, чтобы приход стал семьёй. Прекрасно, если бы были воскресные школы для взрослых, если бы можно было наладить общение между приходами. Но как-то тяжелы люди на подъём…

Мы стараемся собираться. Преподавательский коллектив воскресной школы, помощники, мамы, которые готовят деткам бутерброды — пытаемся посидеть после всего, пообщаться. Они задают вопросы.

Нужно, чтобы прихожане, которые давно ходят в храм и знают направление мыслей настоятеля, помогали ему, подсказывали пришедшим, что у нас всё уютно, хорошо, батюшка всех понимает. Можно не только в храме с ним поговорить, но и позвонить — священник не должен прятаться! Свой номер телефона нужно не конспирировать, а давать людям. Бывает, приходится порой выслушивать в свой адрес не очень приятное, но в большинстве своём люди просят совета.

С будущими крёстными мы тоже проводим серьёзные собеседования. Без них практически не крестим детей. Пытаемся рассказать им о значении их миссии как крёстных, как христиан.

Вообще, отношения детей, родителей и Церкви — вопрос очень глубокий и многоплановый, требующий самой разнообразной работы, постоянного труда и внимания священника.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Без испытаний и бед не бывает спасения души.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100