Официальный сайт

02 марта 2014 г.

Нам нужно сохранить мир

2 марта, в Неделю сыропустную, воспоминания Адамова изгнания, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском архиерейском соборе Горловки. После евангельского чтения владыка обратился к собравшимся с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Наблюдая сегодня за событиями, которые происходят на нашей земле, на нашей Родине, мы не можем остаться равнодушными. Сегодня актуальным стал вопрос, где же моя Родина, и что мне понимать под словом «Родина». На каком языке мне разговаривать, кого считать друзьями, а кого считать врагами, и как мне дальше жить. И на все эти важные вопросы, как ни странно, мы ответ слышим в сегодняшнем евангельском чтении. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, что кроме Родины земной, где мы родились, которую мы любим, на которой призвал нас Господь жить, у каждого из нас есть ещё и Отечество небесное, о котором мы иногда вспоминаем, но в которое все мы, рано или поздно, возвращаемся.

И мы слышали, как сегодняшнее евангельское чтение закончилось словами: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:19-21). Может быть, эти слова не всегда понятны и не так актуально звучат, как они звучат сегодня.

Три воскресные дня, которые были перед этим, мы слышали, как на всенощном бдении во время полиелея пели особый псалом, который когда-то евреи воспевали, находясь в изгнании, лишённые храма, лишённые молитвы, пребывая в плену вавилонском: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс. 136:1). То есть, если перевести на русский язык, вспоминая о Сионе, о горе Сион, где было их земное Отечество, где был Храм, в котором они молились Богу, они плакали, находясь в плену и изгнании: они не могли быть теми, кем они хотели быть, они не могли молиться так, как они хотели молиться, они не могли жить так, как они привыкли жить и как требовал их народный обычай.

И Церковь напоминает нам о том, что, живя без Бога, в суете, мы находимся как бы в плену, как бы на реках вавилонских, вдали от своего небесного Отечества, по которому человеческая душа всё равно продолжает тосковать и скучать.

Дни Великого поста в Церкви воспринимались всегда как особое время, особый период, который дан для того, чтобы душа могла вернуться в своё небесное Отечество, найти саму себя, оказаться вновь на своей небесной Родине. И происходит это не тогда, когда мы собираем вещи, кладём в сумку и куда-то едем. Для того чтобы вернуться на свою небесную Родину, не надо учить язык, или покупать билет, или идти на вокзал. Нужно освободиться от греха. Потому что человеческая душа создана для того, чтобы общаться с Богом. Но она лишается этого общения через грех. Грех — это тот плен, в котором душа находится и из которого ей нужно освободиться.

Когда душа освобождается от плена греховного, в ней появляется радость. Человек становится счастливым. Живя в плену греха, нельзя быть счастливым ни в одном месте на этой земле — ничто не будет человеку приносить радость. Живя в плену греха, нельзя правильно понять, как ты живёшь и куда ты идёшь. Если бы все люди слушали Бога и жили бы по заповедям Божиим, не было бы того, что сегодня происходит. Не было бы того, с чем мы сегодня должны столкнуться и за что нам придётся рано или поздно дать ответ. Если бы мы слушались воли Божией и поступали по воле Божией, не стоял бы сегодня вопрос так, как он сегодня стоит. Но это не значит, что ничего нельзя изменить. У каждого из нас всегда есть возможность сделать шаг назад, отступить, посмотреть на свою жизнь и начать жить по-евангельски — до тех пор, пока мы живы на этой земле, до тех пор, пока мы не сделаем те ошибки, которые поправить бывает очень сложно и практически невозможно.

Особой тревогой сегодня сердце наполнено за Церковь, за людей. Нам с вами ещё очень трудно вполне ощутить то, что происходит на нашей земле, потому что мы живём в относительной безопасности и в относительном спокойствии. У нас сегодня никто не отбирает храмы, не выгоняет из домов, не захватывает их и не заставляет молиться на улице. А сегодня в Украине это уже происходит.

Я в понедельник был в Киеве на расширенном заседании Священного Синода. Непростая ситуация в государстве, но ещё более непростая в Церкви. Блаженнейший Митрополит Владимир тяжело болен, он уже не может управлять Церковью, принимать решения. По свидетельству врачей, скорее всего, он уже не выйдет из этого состояния, а если и выйдет, то не сможет вернуться к управлению Церковью. Наверное, тот, кто ходит в храм по будням, слышал, что с вечера понедельника во всех храмах мы вместе с именем Блаженнейшего Митрополита Владимира поминаем и имя нового Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры — митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия.

Это решение единогласно было принято всеми членами Священного Синода в связи с той ситуацией, которая сложилась в Церкви. Блаженнейшего никто не стал отстранять, потому что он очень много сделал для Церкви, и своей жизнью, своим подвигом заслужил, чтобы до конца своих дней быть Митрополитом Киевским и всея Украины. Поэтому мы его поминаем на богослужении как Господина и отца нашего Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

Но вместе с тем мы молимся и за человека, на которого Синод сегодня возложил послушание представлять Церковь перед лицом государственной власти, на плечи которого Синод возложил обязанность подготовить Архиерейский собор для выборов нового предстоятеля. Но это будет в своё время.

С точки зрения той новой власти, которая сегодня есть в Киеве, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — это Церковь, которая активно не принимала участие в противостоянии на майдане, и поэтому должна испытывать чувство вины за то, что она не поддерживала майдан и не поддерживала эту власть. Об этом было заявлено на заседании Синода теми депутатами, которые пришли на это заседание. Они говорили о том, что, дескать, мы пока защищаем от захвата Лавру и храмы, но вы должны однозначно поддержать власть, об этом заявить, сказать, для того, чтобы мы могли удержать своих подчинённых, чтобы они не совершали суда. Это было заявлено на Синоде, и мы это слышали. Я воспринимаю это как давление на Церковь, давление на архиереев в связи с той политической ситуацией, которая сложилась.

Есть заявление «Киевского патриархата» о том, что сегодняшний момент, как никогда, подходит для того, чтобы объединиться. Но мы всегда знали, что объединяться нужно не на основе политических моментов, а на основе канонического права. И это тоже давление на Церковь. И всё это сумасшедшее давление сейчас испытываем не мы, не здесь, на Востоке, его испытывает наша Церковь, которая находится в западных и центральных областях. Она испытывает давление со стороны администрации, со стороны политиков, со стороны государственной власти. Владыка Евлогий в Сумах рассказывал о том, что нападали на епархиальное управление, грозятся отобрать собор. В Чернигове были спорные вопросы, уже они закончились — передали Екатерининскую церковь «Киевскому патриархату» сразу и безоговорочно. В Кировограде та же самая история произошла.

В связи со вчерашними событиями, когда было объявлено о том, что, возможно, в Украину будут введены какие-то войска, ещё более осложнилась и ситуация в Церкви. Потому что мы и так были «оккупантами», «пятой колонной» на западе. Тем более, сегодня вопрос о Почаевской Лавре, Киево-Печерской Лавре, других православных храмах стоит очень непросто.

Чем мы можем помочь сегодня со своей стороны? Только молитвой. Молитвой о мире в Церкви, о единстве церковном, о тех людях, для которых сегодня вопрос о том, остаться им православными, или нет, будет связан не с внешним обрядом, не с тем языком, на котором говорят люди, а с исповедничеством.

И, конечно, время очень непростое, и мы даже не знаем, что будет завтра. У нас сегодня, слава Богу, на Востоке всё спокойно. Никто храмы не захватывал и не планирует их захватывать. У нас нет братоубийственного противостояния здесь, на нашей земле. У нас никто сегодня не выходит друг против друга на улицы и не выясняет отношения с помощью оружия. И мы должны благодарить за это Бога. Но мы ведь единое тело церковное, и то, что спокойно здесь, а неспокойно где-то — нас не радует. Мы можем помочь молитвой. Мы можем помочь тем, что мы будем все вместе, будем едины, и не будем ссориться, не будем показывать разобщённость между собой.

Когда происходят такие политические события, естественно, что и на экономике это сказывается. Мы не знаем, как завтра люди будут пенсию получать, как будут получать зарплаты, будут ли лекарства, будут ли продукты. Это вопросы, которые стоят перед многими людьми сегодня и вызывают в сердце тревогу. А как нам нужно вести себя в этой ситуации? Нам нужно становиться ближе друг к другу. Потому что в тяжёлые времена люди могут выживать только тогда, когда они вместе. Мы не должны быть друг другу чужими. Мы должны смотреть, кто в чём нуждается, и кому мы можем помочь.

Мы сейчас на каждом приходе будем создавать инициативные группы среди прихожан. Мы не знаем, может, сегодня или завтра кто-то пенсию не получит, запасы кончатся, может, кому-то хлеба не будет хватать. Нужно сделать всё, чтобы люди могли прийти в храм и получить здесь помощь, самую первую и самую необходимую. Чтобы люди могли в Епархиальное управление прийти на приём, вторник и четверг — приёмные дни, и получить какую-то помощь. Мы золотые горы не можем обещать, мы не государство, наши возможности ограничены. Но поделиться куском хлеба, самым необходимым — это наша святая обязанность, если до этого дойдёт, если будет в этом необходимость.

Мы должны обязательно помогать друг другу, не быть зверьми, не проходить мимо, если кому-то плохо, если кто-то нуждается в помощи. Сегодня это очень важно, сегодня это необходимо.

Мы должны усилить свою молитву, особенно о тех, кто сегодня страдает и кому сегодня намного тяжелее. У нас есть информация, что целые приходы из-за страха переходят в юрисдикцию «Киевского патриархата» на Западной Украине. И это тоже факты сегодняшнего дня. И я не могу их осуждать, наверное, им тяжело там, и пусть они сами принимают решение, когда рядом с автоматом кто-то ходит и спрашивает, в какой юрисдикции они будут находиться. Но нам нужно сохранить единство, сохранить верность Церкви, потому что если мы сегодня ещё начнём меняться, глядя на политическую ситуацию, то, конечно, тогда будет катастрофа.

Нам нельзя ориентироваться на политиков, потому что политики часто ведут себя безответственно. Они сегодня приходят, завтра уходят. Зовут людей на баррикады, а сами туда не идут, и кровь льётся совсем не их и не их детей. Нам нужно сохранять мир, и ни в коем случае не растить в себе вражду и ненависть к кому бы то ни было. Потому что ненависть — это очень плохой инструмент, с помощью которого можно только разрушать, с помощью которого нельзя ничего построить. Если мы будем объединяться на основе ненависти, как мы сегодня слышим в различных призывах, то это путь в никуда.

Нам сегодня Слово Божие говорит, что если вы будете прощать, то и Отец ваш Небесный простит вас. Когда человек не прощает, он разрешает ненависти жить в своём сердце, он разрешает ей там поселиться. А если ненависть получила разрешение жить в нашем сердце, она будет его без конца отравлять своим ядом. Человек не сможет ни молиться, ни добрых дел делать, ни понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». И, в конце концов, самое страшное — он к Богу не придёт, и в Царство Небесное войти не сможет, потому что ненависть будет стоять на нём как печать того, что он не раб Божий, а раб греха, раб диавола. И поэтому этот день перед началом Великого поста мы называем прощеным воскресеньем. Церковь призывает нас решиться на этот подвиг — подвиг прощения взаимных обид, взаимных оскорблений ради мира, ради любви и ради того, чтобы в посту идти к Богу, и ради того, чтобы Пасху праздновать.

Мы не знаем, каким будет для нас это время, завтрашний день, каким будет пост, какой будет Пасха. Но мы знаем, что мы остаёмся верными чадами нашей Святой Матери Церкви. Мы будем, как и раньше, служить Богу и служить людям. Мы будем, как и раньше, призывать всех к тому, чтобы заповеди Божии для человека стояли на первом месте и были самым главным, тем мотивом, которым человек руководствуется, определяя свои поступки и своё будущее.

Пусть Божие благословение в начинающиеся дни поста, Святой Четыредесятницы, пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100