Официальный сайт

28 июля 2023 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Николаевском архиерейском соборе

Митрополит Митрофан совершил литургию в Николаевском архиерейском собореВ день памяти святого равноапостольного князя Владимира и празднования Крещения Руси митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Николаевском архиерейском соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке и настоятель собора протоиерей Владимир Туренко, благочинные Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгницкий, Енакиевского округа протоиерей Алексий Суетин, Шахтёрского округа протоиерей Богдан Ильчук, а также духовенство епархии.

За литургией были возглашены прошения об упокоении почившего Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа Горловки архимандрит Тихон (Кондрашов). Он призвал подражать равноапостольному князю Владимиру в решимости изменить свою жизнь к лучшему:

«Будем приносить Богу покаяние и брать добрый пример с наших святых предков, чтобы сегодня мы стали духовно выше, светлее, чем вчера, не ожидая от других перемен, но исправляя собственную жизнь».

По окончании литургии были исполнены тропарь, кондак и величание святому равноапостольному князю Владимиру.

Митрополит Митрофан поздравил прихожан с днём Крещения Руси, а настоятеля собора, секретаря епархии протоиерея Владимира Туренко — с тезоименитством. В архипастырском слове он отметил, что быть христианином значит с благодарностью Богу переносить выпавшие испытания:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с днём памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и с днём Крещения Руси! Я вспоминаю, как в этот день мы всегда собирались в Киеве, празднуя День ангела нашего предстоятеля, покойного уже Блаженнейшего Владимира, который здесь когда-то в этом соборе совершал богослужение и освящал иконостас. Этот день был не только тезоименитством предстоятеля, но и днём соборного единства, когда в Киеве мы собирались на Владимирской горке, возле памятника князю Владимиру служили молебен, был большой крестный ход. Это было большое торжество.

Тогда нельзя было подумать, что пройдёт всего лишь несколько лет, и всё это закончится. Сегодня там нет никакого торжества. К сожалению, мы оказались в ситуации, хотя и не в первый раз за историю, когда государство Церковь хочет использовать как марионетку.

Церковь имеет авторитет, который она заслужила в течение двух тысяч лет, создавая культуру и взаимоотношения между людьми, меняя людей, что мы видим на примере великого святого, память которого мы сегодня празднуем. Этот авторитет и силу, которая есть у Церкви — не её собственную, а силу Божию, силу благодати Духа Святаго, — разные люди периодически пытаются использовать в своих интересах, руководствуясь своей гордыней и самомнением.

Церковь может пережить такие времена только одним: верностью евангельскому слову, евангельским заповедям, исполнением того закона, который нам дал Господь. Церковь не может быть ни русской, ни украинской — Церковь может быть только Христовой. Только исполняя заповеди своего Спасителя, только служа Ему, отдавая Ему всю свою жизнь, она является Церковью. Как только какие-то другие вещи становятся выше, мы, к сожалению, перестаём быть таковыми и нас постигает суд Божий, что мы и видим сегодня. Но этот суд — исцеляющая горькая таблетка, благодаря которой, возможно, многие покаются, одумаются, многие что-то поймут о себе самих и о своих действиях. Мы верим в милосердие и любовь Божию, которыми Господь Своим Промыслом ведёт всех нас ко спасению.

Князь Владимир — это великий человек. Он не на словах, а на деле показал, что такое принять христианство всей душой и всем сердцем: это не начать говорить красивые слова, не одеться в другие одежды, а полностью переменить жизнь. То, как сумел это сделать он — пример на все времена, для всех поколений. Дай Бог, чтобы мы об этом никогда не забывали и помнили, что быть христианином — это всех нас к чему-то обязывает. Это обозначает, что мы многое не можем делать, а многое, наоборот, делать должны.

Дай Бог, чтобы пример святого князя вдохновлял всех нас, помогал нам нести тот крест, который мы избрали, став христианами, не с ропотом, отчаянием или унынием, а с радостью и благодарностью Богу. Быть христианином в любые времена и в любых обстоятельствах — это значит следовать за Христом и нести Его свет вокруг себя. Пусть в этом и поможет нам святой равноапостольный князь Владимир, память которого мы сегодня празднуем!»

Настоятелю соборного храма протоиерею Владимиру Туренко в день его тезоименитства было возглашено многолетие.

 

 

Святой равноапостольный князь ВладимирКиевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, память которой отмечалась недавно (24 июля). Как и сын княгини Ольги Святослав, долгое время Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.

В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время его правления в Киеве были убиты одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор, которые отказались быть принесёнными в жертву языческим богам. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.

Но к двадцати пяти годам князь понял тщету служения идолам и стал всё больше склоняться к единобожию, интересуясь различными учениями. Согласно Повести временных лет, послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».

Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес великодушно вернул грекам.

Князь ВладимирВернувшись в Киев, князь крестил своих детей (от других жён), а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир разрушил все идольские капища и уничтожил деревянных кумиров.

Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня». Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.

Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывали столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам доставлялись от князя бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.

Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь переживала духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось пресечь междоусобные распри, не пролив крови своих братьев. Царевна Анна стала с тех пор единственной женой князя, отказавшегося от многожёнства.

В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи князя почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100