Официальный сайт

17 марта 2019 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе

Неделя Торжества ПравославияВ первую Неделю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.

За богослужением пели хоры собора под руководством Ольги Ильчук и Кирилла Згинника и младший хор воскресной школы «Росток» Богоявленского собора под руководством Анны Стёпиной.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился священник Евгений Лаптев. Он рассказал, какой необыкновенный дар имеет каждый из нас:

«Мы — носители образа Божия, несём в себе икону. Мы должны постараться за нашими внешними обстоятельствами и мелкими межличностными конфликтами рассмотреть Лик Божий в самих себе и в окружающих нас людях, чтобы исполниться к ним любви точно так же, как к Богу».

По окончании литургии митрополит Митрофан совершил чин Торжества Православия.

Владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором рассказал, что каждый из нас может сделать для торжества Православия сегодня:

«Каждый раз, когда мы совершаем какое-то доброе дело, мы прославляем Бога и утверждаем торжество Православия на этой земле. Каждый раз, когда мы не соглашаемся на ложь, не поддерживаем осуждение, не позволяем ненависти войти в своё сердце, когда мы ради любви и добра отказываемся от жадности или несмотря на то, что нам это невыгодно, остаёмся верными истине, Православие торжествует не только в нашей жизни, но и во всей вселенной».

Неделя Торжества ПравославияНеделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.

Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.

К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.

Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.

Святая царица Феодора

Святая царица Феодора

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.

В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.

Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

В особом чине, совершаемом в этот день после литургии святителя Василия Великого, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.

Фото протодиакона Михаила Ильчука

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100