Официальный сайт

24 марта 2024 г.

Митрополит Митрофан совершил литургию в Неделю Торжества Православия

В первую Неделю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.

За богослужением пели взрослый, молодёжный архиерейский и детский хоры собора.

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Димитрий Абросимов. Он раскрыл значение Недели Торжества Православия:

«Господь всегда находится рядом с нами. Торжество Православия в нашей собственной жизни начинается, когда мы не забываем о присутствии Бога не только в стенах храма, но и в моменты совершения наших поступков».

По окончании литургии был совершён чин Торжества Православия.

Митрополит Митрофан обратился к молящимся с кратким архипастырским словом, в котором напомнил о том, что Церковь Христова — это не камни и стены, а каждый из нас:

«Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с первым воскресным днём в Святой Четыредесятнице — Торжеством Православия!

История Церкви Христовой насчитывает более двух тысяч лет. Мы сегодня, вспоминая всех тех, кто своей жизнью, молитвой, добрыми делами строил то, что мы сегодня называем Православной Церковью, должны осознать: сегодня, в конкретных исторических условиях, Церковь Христова — это мы с вами. Каждое наше слово, каждый наш поступок, каждое наше доброе дело — это и есть те камни, из которых будет продолжать строиться её дом.

Нам с вами Господь доверил сегодня проповедовать Его слово, держать в руках Евангелие и своей жизнью свидетельствовать всем окружающим о вере Христовой. Помощи Божией, Божие благословение каждому в этой проповеди, в этом свидетельствовании и в этом служении! Храни вас всех Господь!»

Накануне вечером владыка совершил в соборном храме всенощное бдение.

 

Неделя Торжества ПравославияНеделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.

Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.

К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.

Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.

Святая царица Феодора

Святая царица Феодора

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.

В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.

Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100