Митрополит Митрофан принял участие в торжествах в Троицком соборе Донецка (+видео)
В день Святой Троицы Божественную литургию в Троицком соборе Донецка совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства обеих епархий.
За богослужением была совершена священническая хиротония диакона Алексия Журбы.
На запричастном стихе с проповедью о празднике Пятидесятницы к горожанам обратился настоятель домового Николаевского храма ПрАО «Донецксталь» города Донецк протоиерей Георгий Данильчук.
После литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв.
По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом, в котором поздравил настоятеля храма — благочинного Троицкого округа Донецка протоиерея Владимира Леонова — и общину храма с престольным днём, а также пожелал, чтобы благодать Святаго Духа побудила нас к благим переменам в нашей жизни:
«Мы все, будучи членами Церкви, Её чадами, приходя в храмы Божии, надеемся и просим Бога, чтобы эта божественная сила, благодать Всесвятаго и Животворящего Духа через Его непрестанное пребывание в Церкви изменила и нашу жизнь. И, наверное, никого из нас не было бы в храме, если бы мы не видели и не чувствовали эти перемены… Дай Бог, чтобы с каждым из нас это происходило! С праздником Святой Троицы и с престольным днём!»
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому он также носит название Пятидесятницы. В праздник Пятидесятницы Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова и на 10-й день после Вознесения. Это событие описано во 2 главе книги Деяний апостольских.
Воскресение Христово произошло в день иудейской Пасхи. На 50-й день после Пасхи (дня исхода израильтян из Египта) Ветхозаветная Церковь праздновала дарование ей Божиих заповедей на горе Синай. Этот день отмечался как день рождения Ветхозаветной Церкви — с этого момента Она стала существовать.
Именно в день этого праздника Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. С этого момента человечество смогло опытно познать Бога, Троичного в лицах — Отца, Сына и Святаго Духа, а не иметь лишь теоретические знания о Нём. Дух Святой вместе с Отцом и Сыном отныне неразлучно пребывает в Церкви, поэтому праздник назван Днём Святой Троицы. Сошествие Святого Духа стало днём рождения Новозаветной Церкви.
Святой Дух, сойдя на последователей Христовых, преподал им в изобилии различные дары, которые были необходимы им для апостольского служения и утверждения Церкви — дар исцеления, воскрешения умерших, дар пророчества, убеждения словом проповеди, понимания иностранных языков… Другие дары Святаго Духа — кротость, бесстрастие, дар молитвы, дар любви к Богу и ближним.
Через соблюдение в Церкви апостольского преемства Святой Дух сходит на каждого члена Церкви Христовой после крещения в таинстве миропомазания, участвуя в его спасении. Сошествие Святого Духа по сей день соединяет всех учеников Христовых в один Дух и одно Тело.
В праздник Святой Троицы впервые после Великой Субботы поётся стихира «Царю Небесный». Эта молитва Святому Духу начинает читаться в храме и во время домашней молитвы, в память о том, что только с момента Пятидесятницы Церковь получила Утешителя — Святого Духа — и возможность призывать Его.
Богослужение на Пятидесятницу совершается в зелёном облачении. Этот цвет символизирует жизнь и животворящую силу Духа Святого. Обычай украшать храмы травой, зелёными ветвями и цветами восходит к традиции украшения Иерусалимского Храма в день ветхозаветной Пятидесятницы, которая совпадала с праздником жатвы. В этот день в Храм приносились начатки первых плодов для посвящения Богу. В новозаветной Церкви зелёные ветви растений стали символом жизни, даруемой Святым Духом.
Сразу же после литургии в День Святой Троицы начинается вечерня следующего дня, в который совершается праздник в честь Святого Духа. День Святого Духа начинается сразу после Его ниспослания апостолам в день Пятидесятницы. На вечерне, следующей за литургией, совершаются три коленопреклонных молитвы святителя Василия Великого, в которых звучат прошения о ниспослании Святого Духа молящимся.
В духовном смысле День Святаго Духа продолжается в Церкви до настоящего времени. В богослужебной жизни Церкви ещё долго свет Пятидесятницы будет озарять богослужение — последующие недели года (вплоть до начала следующего предпасхального периода) будут именоваться неделями по Пятидесятнице. При этом отсчёте седмиц Пятидесятница оказывается как бы вне временного цикла: воскресный день Пятидесятницы не включён ни в предшествующую ему, ни в следующую после него седмицу. Это литургически указывает на то, что совершающееся в Пятидесятницу находится вне времени.
Фото Александра Шурлакова
Видео архидиакона Андрея Чичикало
Цитата дня
«
Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.