Официальный сайт

09 апреля 2023 г.

Митрополит Митрофан: Люди ожидают от Спасителя совсем не того, с чем Он к ним пришёл

Неделя ваийВ праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. После богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Вербное воскресенье — праздник, который можно назвать одновременно и радостным, и грустным. Ни в один другой день так ярко не высвечивается противоречивость человеческой натуры. Мы до сих пор удивляемся, как могло случиться, что те же самые люди, которые торжественно и радостно встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и криками «осанна в вышних!», прославляя Его как Царя и Победителя смерти, не давая Ему пройти в город, снимая с себя одежды и постилая перед Ним на Его пути, всего лишь через несколько дней будут громко и яростно кричать: «Распни Его!»

Как люди могут так меняться? Что с ними происходит, что у них за убеждения, которые буквально по щелчку пальцев могут превратиться в свою противоположность? Мы и в наше время этот феномен изучаем, смотрим на него с разных сторон. Возможно, даже в жизни кого-то из нас такие метаморфозы происходили. Это случается тогда, когда человек разочаровывается.

Разочарование — очень страшная вещь. Оно любовь превращает в ненависть, доверие — не просто в недоверие, а в недоверие с враждой, уважение — в презрение. Именно это произошло с бедными людьми израильскими. Не нужно думать, что они хуже нас с вами. Они попались в эту ловушку точно так же, как попадаемся в неё мы и многие поколения до нас. С этим очень трудно бороться, если заранее не понимать и не представлять, с чем ты имеешь дело. От этого никто из нас не застрахован. Разочароваться может любой человек.

Бывает, нас разочаровывает объект, когда он не оправдывает наших разумных ожиданий, обманывает, делает не то, что обещал. А бывает, что виноваты в этом мы сами, когда наделяем объект теми свойствами и качествами, которых он не имеет, но которые мы сами ему дарим в надежде, что он исполнит все наши желания. Так произошло и здесь.

Люди от Спасителя ожидали совсем не того, с чем Он к ним пришёл, и виноват в этом не Спаситель. Разве Он не говорил о том, что Его Царство не от мира сего (Ин. 18:36)? Конечно, говорил, и много раз. Разве Он не говорил о том, что идёт в Иерусалим и будет предан в руки грешников, Ему надлежит умереть и в третий день воскреснуть (ср. Мф. 20:18-19)? Говорил. Разве Он не говорил о том, что имеет власть Свою жизнь отдать и имеет власть её вновь принять (ср. Ин. 10:18), и идёт для того, чтобы принести Свою жизнь в жертву для спасения многих? Но даже Его ближайшие ученики, даже те, кто был с Ним всегда, находились в плену очарования, которое они придумали себе сами: что Он должен вот прямо сейчас волшебным образом поменять всё в этом мире — а значит, и их собственные жизни. Они из презренных, угнетённых, обиженных должны стать богатыми, знаменитыми, сильными, уважаемыми. Они всё это связывали с Его служением и с Его именем.

Им приятно было быть Его учениками, потому что они видели, что Господь имеет власть над болезнями и смертью, исцеляя больных и воскрешая мёртвых, над бесами, изгоняя их, над природой, укрощая бури и насыщая пятью хлебами пять тысяч. Они очень хотели всё это с Ним разделить и поэтому между собой спорили, когда Он шёл в Иерусалим, кто будет по правую сторону от Него сидеть, а кто по левую. Это для них был очень важный вопрос. Неужели Господь не спросил у них тогда: «А можете ли вы пить ту чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я буду креститься?» (Мф. 20:22). А о чём они в этот момент думали? Совсем о другом: о земной власти, о земном богатстве, о земной славе.

Потом, когда Спаситель был схвачен в Гефсиманском саду, они бежали в страхе, ужасе и отчаянии оттого, что рухнули все их надежды, и речь уже идёт не о том, кто где сидеть будет, а о том, чтобы спасти свою собственную жизнь. Поэтому они очень поспешно от Него отреклись, сказав, что не знают этого Человека (Мк. 14:71) и никогда с Ним не были. А люди, которые не были такими близкими, приняли Его за обманщика, который не оправдал их ожиданий, и поэтому их ненависть и ярость на Голгофе была искренней. Они действительно желали Ему страданий и смерти, потому что Он не исполнил то, чего они от Него хотели.

Эта трагедия отношения людей с Богом произошла не только в те времена в Иерусалиме, она повторяется каждое поколение. Многие из нас, приходя к Богу, зная и слыша о многочисленных историях, как кому-то Господь помог, кого-то исцелил, где-то изменил человеческую жизнь, много ожиданий на изменения в своей собственной жизни связывают с тем, что они освятили воду, поставили свечку, подержали в руках вербу. Но когда это ожидание не исполняется, когда Бог не выполняет тех «поручений», которые мы Ему дали, находясь в храме или молясь, что происходит с нами? То же самое, что и с теми израильтянами. Мы начинаем злиться, ненавидеть, разочаровываться. Мы начинаем говорить: «Как же так? Я сделал вот то, и другое, и третье, а мои желания не исполнились. Или Бог меня не слышит, или Его нет». Эта трагедия повторяется из раза в раз. То, что произошло тогда в Иерусалиме, происходит с душами и сердцами людей из множества поколений.

Выход из этого замкнутого круга заключается в том, что нам нужно остановиться и понять, что путь к Богу должен быть связан не с надеждой на исполнение всего того, что мы намечтали, а с диалога, с понимания того, чего Господь ждёт от нас как от разумных и свободных существ, с чем мы можем к Нему прийти и как дальше эти взаимоотношения будут строиться.

Христианство уникально, потому что только оно дарит человеку надежду на бессмертие и вечность. Только христианство не просто даёт человеку силы переносить скорби и страдания стойко и уверенно, а дарит возможность в самой гуще этих скорбей и страданий чувствовать радость и блаженство. Только христианство даёт человеку возможность ответить на вопросы о смысле жизни, преодолеть трудности внутри самого себя, многие противоречия, которые возникают в жизни каждого из нас. Но для того, чтобы оно стало той силой, которая помогает в скорбях, даёт возможность найти во всём смысл и преодолеть страх смерти, нужно совсем по-другому на него посмотреть.

Нужно не поручения раздавать Богу, что Он должен сделать в нашей жизни, не придумывать себе ожидания и надежды, о которых Он нам не говорил в Евангелии и которые нам не обещала Церковь, а попытаться понять, о чём же идёт речь в Священном Писании, и вокруг этого начать строить отношения с Богом.

Известно, что Господь иногда вмешивается в жизнь людей чудесным образом и помогает в самых разных обстоятельствах — в том числе и в делах житейских, материальных. Иногда именно это становится главным мотивом и очень соблазняет многих, потому что нам хочется, чтобы, когда нам трудно или тяжело, Бог сделал что-то такое, что бы изменило нашу жизнь и сделало её счастливой. Но не нужно думать, что в христианстве это главное, и именно на это надеяться, строя свои отношения с Богом, чтобы не оказаться в той ловушке, что и люди, кричавшие «распни Его» Начальнику жизни, Который пришёл подарить им вечность и избавить их от грехов.

Господь помогает нам. Но есть одна деталь, над которой стоило бы задуматься каждому: Он помогает нам тогда, когда мы оказываемся в безвыходных обстоятельствах, когда никто другой помочь нам не может, когда мы сами сделали всё, что могли. Во всех остальных случаях нам приходится трудиться самим, иначе любое благодеяние обесценится и принесет нам вред вместо пользы.

Дай Бог, чтобы мы увидели то, что Господь на самом деле может дать каждому из нас, потому что ничего больше этого нет во вселенной. Дай Бог, чтобы всего остального мы добивались своим собственным трудом, прося у Бога вразумления и помощи и не очаровывая себя там, где потом может ждать разочарование. А то, что Господь нам обещал, о чём Он говорил Сам, обязательно, непреложно случится, если мы поверим Ему и пойдём вслед за Ним.

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100