Официальный сайт

19 июня 2016 г.

Митрополит Митрофан: Бог не такой, каким мы Его представляем

День Святой Троицы в ГорловкеВ праздник Пятидесятницы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. После евангельского чтения владыка обратился к собравшимся с проповедью.

Как мы себе обычно представляем взаимоотношения человека и Бога? Бога мы представляем великим, могущественным, страшным, опасным. Тем, Кого нужно бояться, Кого нельзя оскорблять, потому что если Бог обидится, Он может наказать нас. Бога мы представляем недоступным, великим, и Его величие и наша жизнь разделены настолько, что между ними лежит пропасть. Мы так себе и говорим: где я, а где Господь.

В сегодняшний день праздника Пятидесятницы мы слышим о том, как Сам Бог выстраивает взаимоотношения между людьми и Собой. Только что читалось Евангелие. Там были такие слова: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Тот, Кого мы представляем себе недоступным, неприступным и даже иногда злым, на Кого мы обижаемся и Кого мы упрекаем в скорбях и сложностях, которые случаются в нашей жизни, Тот, Кого мы боимся, стоит и зовёт нас к Себе: «Если кто хочет ко Мне прийти, пусть придёт и пьёт из этого источника».

Бог не такой, каким мы себе Его представляем. Он совсем другой. И это одно из тех радостных открытий, о которых возвещают апостолы. То, о чём они проповедуют, людей приводит в изумление: оказывается, Бог — это не то, что страшно, и не то, что наказывает, а Тот, Кто любит. И любит не просто на словах, а любовь Свою засвидетельствовал тем, что на Кресте умер за нас, став одним из нас.

Мы знаем, как начинались взаимоотношения человека и Бога. Бог человека создал разумным, свободным существом, похожим на Себя во всём, и дал ему столько, сколько ни одно из сотворённых существ дарований не имеет. Он поселил человека в особом месте, которое называлось Эдемский райский сад, и хотел, чтобы Его отношения с человеком были самыми близкими, самыми добрыми и наполненными любовью. Заставить вторую сторону поддерживать такие отношения невозможно. Можно только Самому всё для этого делать.

Господь хотел понимать, любит Его человек или нет. Для этого Он дал человеку заповедь: от всех деревьев в Эдемском саду ешь, а от этого вкушать не нужно. Исполнение этой заповеди и давало ответ на вопрос, любит ли человек Бога в ответ на то, что Бог любит человека, готов ли он ради любви пожертвовать чем-то малым, от чего-то отказаться. Не от такого уж большого, сложного или важного. Всё можешь, а вот этого не делай — и из этого Я буду понимать, что ты Меня любишь, что Я тебе дорог.

Мы знаем, что человек сделал ошибку, он не сумел эти отношения сохранить. Человек эту заповедь нарушил — поверив диаволу, отпал от Бога. Что Бог должен был сделать? Можно, наверное, было бы создать нового человека, а этого, как неудавшийся проект, уничтожить. Но Тот, Кто любит — а ведь именно о таком Боге нам проповедуют апостолы, Евангелие — поступает по-другому. Он приходит к тому, кого Он любит, Сам, и становится человеком.

Происходит вещь, которая непостижима для человеческого ума до сегодняшнего дня — зачем это было нужно Богу? Для чего Ему, Который пребывает вне мира, Который не ограничен ничем тварным, нужно было становиться человеком? Логического ответа на этот вопрос нет, потому что он не в сфере логики. Есть другой ответ: это любовь. Потому что тот, кто любит, не поступает логично. Он делает то, чего от него никто не ждёт, но чего на самом деле требует его любовь. Так и Бог поступил по отношению к человеку.

Бог не просто стал человеком. Человек после грехопадения стал смертным — и Бог проходит через ужас смерти. Не просто обычной смерти, когда человек лежит на кровати, окружённый родными и близкими, с благодарностью прощается с долгой жизнью, которую он благополучно прожил, и ожидает новой бесконечной жизни, а страшной, позорной смерти, которую терпели преступники — на кресте, в расцвете сил, в молодом возрасте, преданный друзьями и оклеветанный теми, кому Он делал только добро.

Он проходит через всё это для того, чтобы, оказавшись в подобных ситуациях, мы Его не упрекали — Тебе там, конечно, хорошо, Ты не знаешь, как это — страдать и быть человеком, а, находясь в трудных обстоятельствах, мы видели, что Тот, Кто нас любит, рядом с нами и нас не бросает.

Но ведь и рождения, и страдания, и смерти, а потом и Воскресения — победы над смертью — недостаточно для того, чтобы вернуть то, что было до грехопадения, чтобы вернуть прежние отношения. Человек, отпав от Бога, стал слабым. Он стал способным предавать ежедневно, ежечасно, ежесекундно, много-много раз. Зная о том, что такое добро и что такое зло, продолжать делать зло, потому что одного лишь знания не хватает — нужна сила, чтобы перестать делать зло и научиться любить. И в сегодняшний праздничный день, в который мы все собрались в храме, который мы называем Днём Пятидесятницы, Бог посылает человеку эту силу.

Он приходит к человеку и даёт ему возможность этой силой пользоваться и побеждать грех. Но самое главное, что эта сила возвращает человеку способность научиться любить Бога так, как это было до грехопадения. Благодатью Духа Святаго мы можем стать теми людьми, которые были в раю до того, как они от Бога отпали.

Именно это происходит в сегодняшний день с апостолами. Они все в Сионской горнице. Спаситель уже вознёсся. Они всему уже научены, им Господь уже всё рассказал. Но есть что-то, чего им не хватает. И в виде огненных языков во время молитвы на них сходит благодать Духа Святаго, которая наполняет их сердце радостью, которая преображает их изнутри и даёт им способность любить Бога так, как Бог любит их. А что это значит? Это значит, что их жизнь теперь совершенно другая, они теперь совершенно другие люди. И отношения с Богом у них теперь совершенно другие.

Проповедь, которую они должны были пронести по всей вселенной — это теперь не просто слова, а свидетельство бесконечной любви, восстановленного союза между Богом и человеком, который был утерян. И проповедь об этой любви, об этом союзе, эта радость и эта сила — то, что создаёт новую Церковь, что зажигает сердца людей, заставляет их верить апостолам и следовать за ними. Да, мы знаем, что Бог бесконечно любит нас. Мы знаем, что добрее по отношению к нам существа нет. Мы знаем, что это не Тот, Кто убивает и наказывает, а Тот, Кто стоит и зовёт: «Кто хочет — приди ко Мне и пей от этого источника».

Но одной любви Божией к нам для того, чтобы совершилось всё, недостаточно. Нужна ещё и наша ответная любовь к Богу. И этой способности любить в ответ нам всем не хватает, вместо неё — эгоизм. В таинстве Крещения мы все получаем благодать Духа Святаго от Бога. Ведь крещено людей гораздо больше, чем тех, кто любит Бога в ответ так, как Он любит нас. И, оказывается, даже получив эту возможность любить в ответ, возможность отвечать «да» на эту любовь, мы можем ею не воспользоваться. Она может остаться невостребованной и никак не проявляться в нашей жизни.

Многие крещёные люди восстают против Церкви, смеются над святыней, глумятся над таинствами, отказываются идти Богу навстречу, даже не верят в жизнь вечную. Где же это семя, которое получено в Крещении, где эта благодать Духа Святаго, которая была дана каждому из нас? Почему она в нас не действует? Почему она не преображает нашу жизнь? Потому что этот процесс не происходит без воли самого человека. Потому что без ответного нашего действия само по себе ничего не меняется.

И здесь мы должны понимать одну важную вещь: есть то, что не произойдёт никогда без нашего усилия. Без нашего движения навстречу ничего не поменяется. Но, сколько бы мы ни делали шагов навстречу, этого не произойдёт, если Сам Бог не вернёт нам способность любить Его. И это должно соединиться, совпасть в человеческой душе — наше движение навстречу и действие благодати Духа Святаго. Тогда происходит то, что произошло с апостолами. Меняется жизнь, отношения становятся другими.

Если наше отношение к Богу будет просто потребительским, то есть мы будем приходить к Нему, просить о чём-то, получать просимое и уходить дальше — это не будут те отношения, которые были задуманы между Богом и человеком. Это не будет нашим ответом на Его любовь к нам, нашим движением навстречу Ему для того, чтобы Он стал самым главным в нашей жизни. А значит, и жизнь наша останется неизменённой. Значит, всё, что сделал для нас Господь, не принесёт нам никакой пользы.

Бог хочет, чтобы было по-другому. Чтобы мы не просто от Него что-то получали, обращались к Нему за помощью, и эта помощь приходила к нам. Он хочет, чтобы у нас выстроились те отношения, которые были в раю, чтобы Его любовь находила ответ в нашем сердце, и от этого мы испытывали бы радость и были бы счастливы. Для этого Он даёт нам благодать Духа Святаго, посылает ту силу, которая поможет нам сделать то, что мы сами сделать не в силах. Но ей навстречу тоже нужно сделать шаг. Нужно задать себе вопрос: мне только что-то от Бога нужно, или я пришёл для того, чтобы Его встретить и научиться Ему отвечать на Его любовь, научиться Его любить?

Дай Бог, чтобы потребительское отношение, которое чаще всего приводит нас в храм, переросло в отношения любви между Богом и человеком, которые и были задуманы. Именно в этом смысл Церкви. Именно для этого совершается богослужение, преподаётся Слово и даётся благодать Духа Святаго. И дай Бог, чтобы это произошло с каждым из нас. Аминь.

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100