Официальный сайт

26 августа 2015 г.

Любовь — это готовность принести себя в жертву

Богослужение в храме Нерукотворного Образа ГорловкаВ день отдания праздника Преображения Господня и памяти святителя Тихона Задонского митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Горловке. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день мы совершаем отдание праздника Преображения и празднуем память святителя Тихона Задонского.

Икону Преображения, которая сегодня была занесена в алтарь, мы созерцали в течение всех этих дней. На ней мы видим Спасителя, Который во славе и во свете преобразился. Мы видим двух небожителей — ветхозаветных пророков Моисея и Илию, которые пришли для беседы с Ним и для того, чтобы засвидетельствовать всей Церкви, что Он — Истинный Сын Божий. Тот, который покрывал облаком евреев в Египте, теперь покрывается облаком на горе Фаворской.

Мы видим и учеников, но в необычном виде. Они склоняются, закрывают своё лицо, выказывают панику и страх, ощущение, что происходит нечто намного большее, чем то, что может представить человеческий ум. И, глядя на икону Спасителя во славе и учеников, находящихся в страхе, мы задаём себе вопрос: почему ученики в этот момент пребывают в таком благоговейном ужасе?

Бог есть Любовь. И быть рядом с Ним — значит быть на Него похожим. Это значит уметь любить так, как умеет это делать Он. А как любит Господь? Что такое настоящая любовь? Сегодня это слово извратилось, оно больше употребляется в вульгарном или романтическом смысле. Люди утратили истинную суть и понимание значения этого слова. Любовь — это жизнь не для себя. Любовь — это готовность отдавать себя всего, приносить себя в жертву так, как Спаситель Себя принёс в жертву ради нас.

Не случайно на Фаворе в момент Его величайшей славы разговор идёт о Его крестных страданиях и смерти, которые Он должен добровольно претерпеть за род человеческий. И когда мы празднуем Преображение, мы вспоминаем, что оно совершилось за сорок дней до Его крестной смерти. В кондаке праздника мы поем: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Господь на Фаворе показал такую любовь, какую не показал никто во вселенной. И ученикам от этого стало страшно.

Находиться рядом со Христом — это значит любить так, как любит Он. А мы к этому не готовы. Мы всегда хотим отвернуться, спрятаться от этой любви, оставить что-то для себя про запас. Если пришёл человек, ему плохо, и он что-то у нас просит, мы думаем: «Я могу дать только то, что у меня лишнее. Но то, что предназначено лично для меня, я никогда не отдам. Если я могу — я тебе дам, а если мне самому нужно, то не дам». Такой бывает наша человеческая любовь. А любовь Божия другая. Она готова отдать не что-то, не малую часть, а всю себя до конца. И Господь так и делает — Он всего Себя отдаёт нам. Не тогда, когда мы Его друзья, по слову апостола, а тогда, когда мы были Ему врагами. Не тогда, когда можно ожидать благодарности, а когда не знаешь, скажут ли спасибо. И это настоящая, Божественная любовь, которой мы можем научиться.

Только пребывая в этой любви, мы можем увидеть Фаворский свет. Мы можем увидеть то, что увидели ученики. Не благодаря поклонам и какому-то сугубому посту, которые важны, но служат лишь средством, а благодаря любви мы начинаем видеть этот свет и приближаться к нему, ощущать радость от того, что мы рядом с Богом. Быть с Богом — значит любить тех, кто находится рядом с тобой, отдавать им свою жизнь, не бояться ничего из того, что тебя окружает, а бояться лишь отпасть от этой любви и разлучиться с ней.

Как же научиться такой великой, совершенной любви, которая делает нас счастливыми и бесконечно приближает к Богу? Что для этого нужно? Нужно научиться любить хотя бы кого-нибудь из тех, кто находится рядом с нами. Без любви к ближнему невозможна любовь к Богу. Так говорит апостол любви Иоанн Богослов. Он проповедует, что тот, кто говорит о любви к Богу, но не любит брата, — лжец, потому что нельзя любить Бога, Которого ты не видишь, если ты не любишь брата, который находится рядом с тобой.

И начинать нужно с того, чтобы попробовать полюбить хотя бы кого-то одного по-настоящему — всей душой, всем сердцем. Пусть это будут родители, муж, жена, дети, близкие. Ведь обычно мы любим только наполовину, и, в конце концов, как оказывается, когда мы говорим другому человеку, что мы его любим, мы любим всё равно самих себя. Потому что мы любим «до тех пор, как…» И от этого себялюбия нам надо избавляться.

Если сейчас кого-то из нас позовёт Господь на Фавор, как Он позвал Петра, Иакова и Иоанна, может оказаться так, что, увидев Свет, мы испытаем не радость, а боль. Как больные глаза режет свет, и они вдруг начинают чувствовать, что не готовы этот свет видеть. А радость мы испытаем тогда, когда мы будем любить Бога. Господь позвал не всех: было двенадцать учеников, а Он позвал троих.

Бывает, человек говорит хорошие слова, совершает добрые поступки. Особенно нас умиляет проявление жертвенной любви, когда мы видим, как кто-то жертвует собой, кому-то помогает, кого-то спасает. Именно в этот момент проявляется наше царское человеческое достоинство. Именно в этот момент человек бывает больше всего похож на своего Отца Небесного, и в нем проявляются образ и подобие Божии, которые есть в каждом из нас. Именно это нас больше всего восхищает, трогает наши сердца и показывает, что мы люди и дети Отца Небесного.

Дай Бог нам учиться этой любви. Чтобы каждый из нас в своей жизни кого-то смог полюбить больше, чем самого себя, для кого-то смог сделать больше, чем для самого себя, кому-то отдать больше, чем оставить себе. И тогда мы увидим тот Свет, который запечатлён на иконе Преображения и о котором нам свидетельствует этот великий праздник.

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100