Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Класс доброты для двадцати открытых сердец

Класс доброты3 декабря — Международный день инвалидов. О нуждах и особенностях общения с людьми с ограниченными возможностями мы побеседовали с протоиереем Георгием Клапчуком и Ольгой Николаевной Стасюк, работающими с детьми из «Класса доброты» при Макариевском храме Торецка (Дзержинска). Класс был создан для детей с особыми потребностями при воскресной школе храма.

 

Протоиерей Георгий Клапчук:

Я стараюсь не употреблять слово «инвалидность»

— Я никогда не задумывался о том, что придётся работать с детьми с ограниченными возможностями, не задавался целью. Получилось так, что отец Николай Николенко первым стал инициатором занятий с ними. К нему обратилась их руководитель, Лилия Александровна Войткова, предложила сотрудничать. Это было в 2000 году. Мы, священники, старались чем-то помочь, поддержать, поздравить их на праздники.

Когда я стал настоятелем храма в честь прп. Макария, отец Николай предложил заняться этими детьми мне: его храм находится далеко, очень сложно добираться. Так мы стали общаться с нашими будущими учениками. Сначала встречались при детской библиотеке: проводили праздники, викторины. А потом пришла мысль создать «Класс доброты». Эту идею мне предложила жена, и мы решили её воплотить. На сегодняшний день в классе занимаются двадцать человек.

Я не сказал бы, что с этими детьми сложно заниматься или объяснять им что-либо. Наоборот, у них больше желания узнать что-то о Боге, вере, богослужении, чем у многих здоровых. Наше общение с ними начиналось с бесед о том, для чего нужно приходить в храм. В день занятий, субботу, мы совершаем литургию, и я стараюсь приобщать их сначала к богослужению, а потом уже к занятиям. Когда дети начали входить в церковную жизнь, они стали задавать много вопросов: почему это так? А это? Конечно, бывают вопросы смешные, но главное — они мыслят, стремятся познавать.

Они читают Библию, и здесь у них тоже возникает много вопросов. Мы решили, что будем собираться для толкования, разъяснять непонятные места.

В храме они слушают проповедь, потом я прихожу к ним, рассказываю о чтимых святых, праздниках. Словом, беседуем на разные темы, связанные с нашей верой.

Класс доброты на молебнеОни очень торопятся в храм, стремятся сюда всей душой, и это очень вдохновляет. Мы стремимся к тому, чтобы их пребывание здесь было максимально радостным. Помимо прочего, стараемся их угостить чем-нибудь вкусным.

Среди них много талантливых детей: есть те, кто замечательно вышивает, прекрасно рисует, поёт. Это не наша заслуга, они пришли такими. У нас они получают не только развитие способностей, но очень важное для них общение.

Им действительно нравится встречаться, беседовать. Эти дети — с ограниченными возможностями, но душа у них открыта. Они познают Бога. Наше же дело — проявлять милосердие к страждущим, нуждающимся, больным. Такая милостыня — благое дело.

Конечно, многие из них нуждаются материально. Мы стараемся помочь по возможности. Но в большей степени они ищут Бога. Врача, исцеляющего всякую душу, Того, Кто укрепляет и милует.

Некоторые стесняются разговаривать, активно контактировать. Но многие открыты и ведут себя совершенно естественно, не скрывая своих эмоций. Они любят поделиться различными мелочами, рады, когда их слушают. Им нравится, когда их не выделяют как-то особенно, не подчёркивают их инвалидность. Я стараюсь это слово вообще не употреблять.

При общении с людьми с особыми потребностями нужно быть немного психологом. Когда я общаюсь с прихожанами, мы разговариваем на одном языке, в общении же с этими людьми есть свои тонкости. Важно обладать внутренним чутьём — или же определёнными знаниями, касающимися общения с ними. Нам всем их не хватает. Если бы были какие-то курсы по этому вопросу — как было бы хорошо!

Каждый священник в некотором роде психолог, но не до такой степени, чтобы человеку с ограниченными возможностями было с ним комфортно общаться. Мы, священники, должны иметь знания, чтобы найти правильный подход к таким людям. Но многое даёт и Господь. Молитва многое может. И если мы чего-то не знаем, нужно положиться на волю Божью, и Он поможет не сказать человеку дурного или лишнего. Порой просто пожать руку — уже немало для того, кто нуждается во внимании.

А вообще — таких людей нельзя забывать, игнорировать, проходить мимо. Нужно стараться помогать им. Помощь может быть разной: и духовной, и материальной. Здесь уже поможет опыт: узнать, в чём человек нуждается больше всего.

Мы все в чём-то нуждаемся, особенно воскресные школы. Парты, доски, например. Канцелярскими принадлежностями мы стараемся их обеспечивать, но и это порой непросто. Всё нужно: и питание и одежда. Для них любая помощь имеет огромное значение. Если их уважить, порадовать, они будут очень благодарны.

Сейчас наши ученики готовятся к Международному дню инвалидов. У нас будет праздник. Надеюсь, всё получится, и никто не уйдёт разочарованным.

 

Ольга Стасюк с ученикамиОльга Николаевна Стасюк, преподаватель в «Классе доброты» при Макариевском храме Торецка:

Главное — поднять особыми детям душевный тонус

— «Класс доброты» — не отдельная воскресная школа для инвалидов. Это, как говорит название, именно класс при нашей воскресной школе. В нём занимаются дети из общества инвалидов «Довира». Некоторое время назад они арендовали помещение в нашей городской детской библиотеке. Там мы (ученики и преподаватели воскресной школы храма) встретились с ними, там зародилась наша дружба. Мы общались, давали для них концерты, старались духовно поддерживать. Им очень нравилось.

Позже возникла идея дать возможность этим людям встречаться при храме. С начала нынешнего ученого года наш настоятель, отец Георгий Клапчук, предложил организовать класс для детей с ограниченными возможностями при воскресной школе.

Сразу замечу: наши ученики — это не только дети. У нас занимаются и те, кто в силу болезни остался ребёнком по развитию. Их социальный возраст не соответствует действительному, поэтому мы называем их детьми.

Многих из них приводят к нам родители. Одной из учениц 33 года, но мы считаем её ребёнком, потому что она воспринимает мир и ведёт себя как ребёнок. У наших учеников разный спектр ограниченных возможностей: у одних это физические нарушения, у других — психические. Среди первых много талантливых детей: есть те, кто поёт, есть дети, имеющие актёрские способности.

Встречаемся с детьми по субботам — чтобы не спешить и уделить им столько времени, сколько они потребуют. В субботу они могут не только заниматься в школе, но и просто посидеть, поговорить о чём-то своём. Многие сначала приходят на богослужение, потом идут в воскресную школу, а после ещё и остаются, чтобы пообщаться.

Занятия у нас проходят так: на одной неделе — художественная деятельность, на следующей — музыка, ещё спустя неделю — Закон Божий. Это не очень удобно, потому что за прошедшее время забывается изученный материал. Но мы вынуждены так работать, потому что сильно напрягать умственной деятельностью таких детей не рекомендуется. Обычно они могут сконцентрироваться на полчаса, максимум час (если говорить о продуктивной работе). Потом можно только развлекать и дать отдохнуть.

ПсихогимнастикаЗанятия у нас проходят разнопланово. Я, например, преподаю музыку. Но у нас обязательно имеют место психогимнастика, физические упражнения. После они занимаются театральным мастерством — в той степени, в какой на это способны. Тех, у кого есть трудности, обычно поддерживают родители.

Для детей эти занятия — большая отдушина, ведь они нигде не учатся, мало где бывают. После уроков мы обычно организуем чаепитие, чтобы они могли пообщаться подольше.

Помимо музыки, дети изучают Закон Божий, преподаём также художественную творческую деятельность. Мы с коллегами стараемся максимально разнообразить занятия, постоянно над этим думаем.

Ученики воскресной школы тесно общаются с детьми из «Класса доброты». Практически все мероприятия у нас в этом году совместные.

Если говорить о планах относительно воспитанников «Класса», то для меня главное — поднять им душевный тонус. Они часто приходят потухшие. У каждого из них очень непростая судьба, у многих в своё время были домашние неурядицы и проблемы. Во время занятий они оживают, участвуют в процессе. Очень хочется поднять им настроение, чем-то развеселить, украсить их жизнь. Мне кажется, что с помощью музыки я могу это сделать. Но пока мы встречаемся довольно редко: раз в три недели.

Эти дети очень любознательны. Особенно те, кто ограничен только физически. Помню, я рассказывала о нашем храме, и они задавали такие вопросы, что мне приходилось копаться в интернете, чтобы ответить! Мы взаимно влияем друг на друга: они невольно заставляют меня самообразовываться.

Помимо музыки я преподаю им танцы, мы учим величания и тропари. Конечно, это громко сказано, что они поют, но потихоньку дело движется. Я по образованию музыкальный работник, формы работы придумываю сама. Когда пришла к ним впервые на праздник, поняла, что именно нужно с ними делать. Им так не хватало задора, энергии, улыбок! С тех пор стараюсь на каждом занятии этого добиваться.

Конечно, сталкиваться с человеческим горем, тяжёлыми судьбами непросто. Начинать было очень страшно. Помню, у меня перед первым занятием даже ноги тряслись от волнения. Да и сегодня, когда они приходят, и я вижу в их глазах боль, приступить к занятию очень сложно. Трудно шутить, пытаться развеселить. Но постепенно их глаза меняются, и тогда уже всё идёт как по маслу. В таких случаях мы можем заниматься не полчаса, а и все полтора-два. Но так получается не всегда: многое зависит от их настроения и состояния. Я как-то вошла в раж, все веселились, а одна девочка потухла, и мама вывела её и положила спать в соседней комнате: для неё впечатлений было слишком много. Так что время нужно рассчитывать очень внимательно и подходить к этому вопросу рационально.

Вообще, самое главное качество в нашей работе — это любовь к людям и к своей профессии. Ещё очень важен профессионализм и ориентация на нужды детей. То есть не «что я хочу им дать», а «что им нужно, что им важно и полезно?»

Конечно, есть у нас и проблемы. Банальные финансовые, например: сегодня очень дороги бумага, канцтовары и материалы для поделок.

А если говорить о глобальных вещах, то этим детям просто необходим профессиональный психолог. Ещё хотелось бы, чтобы им в целом оказывалось как можно больше внимания: со стороны специалистов, врачей, городского начальства.

Нам, преподавателям, необходимы практикумы или семинары, касающиеся работы с такими детьми. Ведь то, что мы делаем, — это наши начинания, и посоветоваться совершенно не с кем. А было бы замечательно поделиться опытом. Нам очень нужно учиться.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Без испытаний и бед не бывает спасения души.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100