В какой стране перед Светлым Христовым Воскресением гасят свет? Где звучат пасхальные колядки и танцуют во время праздничной службы? Кто празднует дольше всех? Самые необычные обычаи праздника — в нашем обзоре.
Сербия
Подготовка к Пасхе, или Васкрсу, как называют этот праздник сербы, начинается заранее. Предпасхальным настроением улицы наполняются за неделю — в вечер перед Вербным воскресеньем, на Врбицу, дети в веночках из распустившихся ивовых веток ходят и звонят в колокольчики. Это значит, что совсем скоро зазвонит большой пасхальный колокол.
Само Вербное воскресенье в Сербии называется Цвети. Молодёжь собирает накануне букеты полевых цветов. Утром эти букеты молодые люди дарят своим возлюбленным. Считается, что чем больше букет, тем сильнее любовь…
Всю работу сербы стараются завершить в Великий Четверг до захода солнца. Со Страстной Пятницы и до вторника Светлой седмицы наступает что-то вроде еврейского шабата — закрываются учреждения, на улицах не видно спешащих по делам людей. Эти дни сербы проводят в кругу семьи и в храме, в молитве и добром общении. Не выполняется даже работа по дому. Эти дни — государственные выходные официально.
В Великий Петак (так называют Страстную Пятницу) хозяйки начинают красить яйца. Приступают к изготовлению самого главного атрибута праздничного стола с молитвой, обязательно добавляя в кастрюльку немного святой воды. Традиционно используют свекольный сок. Погружая в него яйцо, к нему привязывают нитками листики или полевые цветы. Получаются красивые узоры. «Писанки» кладут на почётное место в доме, где они лежат до Пасхи.
При этом держится строгий пост — едят только хлеб.
На ночную пасхальную службу отправляются всей семьёй, даже маленькие дети. Первые три дня праздника двери домов сербов открыты для гостей. Пасхальную трапезу начинают с яиц. Первое крашенное яйцо не едят, а хранят до следующей Пасхи как напоминание о празднике.
Вместо куличей — украшенный яйцами праздничный хлеб-погача и медовые пряники. На столе обязательны солонка (в воспоминание слов Христа о том, что христиане — это соль земли) и два кувшина — с водой и вином.
После угощения приступают к развлечениям. Как и в России, катают яйца с горки или наклонного жёлоба. Побеждает тот, чья писанка укатилась дальше. Устраивают яичные бои. В одной деревне даже проходит «Мировой чемпионат по яичному бою» — в нём, по крайней мере, пара сотен участников.
Пасхальным вечером начинаются народные гулянья, которые происходят прямо на церковном дворе. Иногда при участии цыганского оркестра.
На кладбище сербы ходят в Светлый понедельник, а в гости — в Светлый вторник. В этот день вместе собираются даже родственники и друзья, разделённые тысячами километров пути и государственными границами.
В ранние утренние часы Великой Пятницы черногорские хозяйки выбирают на рынках лучшие яйца, краски и украшения. Заниматься ничем другим, кроме покраски яиц, в этот день не принято.
Иногда яйца красят, опуская в нейлоновом чулке в кастрюлю с луковой шелухой. Внутрь чулка кладут листочки клевера или полевые цветы, чтобы получились узоры. Надписи и узоры также наносят на яйца, обмакивая кисть в расплавленный воск. После варки воск отпадает.
Есть традиция делать «именные яйца» — на каждом пишут имена детей. В остальном время Великой Пятницы посвящают молитве. Корзина с крашенками — главное украшение пасхального стола. Праздничную трапезу принято начинать с них.
«Христос васкрсе!» — «Ваистину васкрсе!»
Грузия
«Христос воскресе!» на грузинском будет так: ქრისტე აღდგა! «Христе агдга!» После окончания пасхального богослужения всю ночь звонят в колокола, на улицах танцуют и поют народные песни. В Самегрело христиане расходятся по домам с пением «Христос воскресе!» То есть «Христе агдга!»
Группа благовестников — «чона» — ходит по домам и исполняет песнопения, прославляя воскресшего Спасителя, подобно колядникам на Рождество. Их награждают красными яйцами, съестным, вином и деньгами. Стрельба из лука, игра с мячом, конные состязания — древние пасхальные забавы в Грузии, которые постепенно уходят в прошлое.
Дни с Великого Четверга до Светлого понедельника включительно в Грузии государственные выходные. Утром Светлого Христова Воскресения женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре. К хлебу в Грузии отношение особое. Без него не обходится ни одна трапеза. Хлеб обязательно должен быть свежим, поэтому его и пекут в праздник. Мужская часть забот о праздничном столе — приготовление мясных блюд. Самое популярное из них — жареный целиком поросёнок.
На родине виноделия, в Кахетии, непременный атрибут праздничного стола — вино. Его к Пасхе заготавливали особым образом, выделяя для праздничного вина отдельный кувшин, который запечатывали и хранили весь год. В древности кувшин для пасхального вина стоял во дворе храма. Его постепенно заполняли прихожане — ведь и пили это вино потом все вместе, за одним праздничным столом.
К вину в Кахетии отношение примерно такое же, как во всей Грузии к хлебу — без него не обходится ни одна трапеза. Единственный день в году, когда нельзя пить вино — Страстная Пятница, день строгого поста. Главное пасхальное блюдо кахетинского застолья — жареный барашек.
«Христос а Ынвиàт!» — говорят в Молдове, что означает «Христос воскресе!» К празднику здесь тоже готовятся загодя. В Великий Четверг принято красить яйца, печь куличи и сладости — безе из яичных белков, печенья различной формы, готовить другие блюда. На Пасху пекут печенье в виде солнца или цветов — два символа Воскресения. Печенье заготавливают не для застолья, а на подарки детям, не только своим, но и всем, кто встретится по пути. Обязательными атрибутами праздничного стола считаются запечённое мясо ягнёнка и овечий каш — особым образом приготовленный сыр.
В Страстную Пятницу отдыхают от дел и посвящают время молитве. В Великую Субботу убирают в доме и продолжают приготовления к встрече Пасхи. Вместо кулича приготовляется «пасха» из творога. Обычно её украшает крест из изюминок.
Молдавский обычай — подвешивать яйца к деревьям возле дома. Это делается также в Великую Субботу.
Перед походом в храм на ночное пасхальное богослужение убирают зимнюю одежду и надевают весеннюю. К праздничной службе обязательно готовят какую-то обновку, например, новую блузку или рубашку — символ новой жизни во Христе.
Пасхальное богослужение начинается в десять вечера и длится до трёх-четырёх часов утра. Перед ним принято наведаться на могилы близких и оставить по зажжённой свечке на каждой могиле. Однако христосоваться с умершими молдаване будут на Радоницу, которую они называют «Пасха блаженных».
Паски, крашенки и другие продукты принято освящать уже утром, после продолжительного пасхального богослужения, поэтому ночью храм наполнен корзинками со всевозможными яствами. Домой все возвращаются с зажжёнными свечами. Разговляются только той едой, что была освящена в храме, откладывая остальные блюда на потом, когда соберутся родственники на праздничное застолье.
Перед тем, как садиться за пасхальный стол, детям полагается поцеловать руку отцу с матерью и испросить у них благословение. После обеда дети первым делом спешат поздравить с праздником Христова Воскресения «больших родителей» − своих дедушек с бабушками, им тоже принято целовать руку и получать от них благословение.
Во многих сёлах Молдовы сохраняется традиция пасхального, или весеннего, колядования. Сложением особых песен себя не утруждают. Сказав хором «Hristos a Înviat!» и услышав в ответ «Аdevărat a Înviat!», дети получают в благодарность монетки, крашеные яйца и сладости.
После застолья ходят друг к другу в гости и дарят символические пасхальные подарки — пасху и несколько яиц. Молодёжь устраивает гулянья, которые продолжаются до полуночи.
Пасха у молдаван продолжается дольше, чем у всех остальных — на праздник Вознесения Господня они вновь готовят пасхи и красят яйца… «Христос с-а Ынэлцàт!» («Христос Вознёсся!») — радостно приветствуют друг друга молдаване. «Адэварат с-а Ынэлцàт!» («Воистину Вознёсся!») — отвечают им.
Как известно, китайцы очень церемониальны, поэтому празднование Пасхи тоже сопровождается особыми церемониями. В пасхальную ночь так просто в китайский православный храм не попадёшь: предварительно составляются списки приглашённых гостей. Если вас нет в списках, рассчитывать не на что.
Самая большая православная община проживает в Шанхае. После праздничного богослужения там начинается церемония чаепития, к которой готовятся с особой тщательностью. Также в этот день устраивают театрализованное представление и концерты.
Помимо любви к церемониям китайцы очень трудолюбивы, поэтому на Пасху обязательно проходят занятия в приходской школе — преподаватели готовят урок, а дети усаживаются за парты.
Благодаря проповеднической деятельности святителя Николая Японского Пасху отмечают и в Стране восходящего солнца. В Японии более 70 православных храмов, которые в пасхальные дни собирают тысячи прихожан. Пасха как раз совпадает со временем цветения сакуры. Природа расцветает и радуется Светлому Христову Воскресению.
На родине роллов и суши нет пасхальных куличей — вместо них после службы прихожанам раздают по одному крашеному яйцу и маленькой булочке — достаточно маленькой для того, чтобы её можно было бы съесть палочками.
Украшение яиц — особое искусство в Японии. Здесь присутствует не только роспись красками, но и оригами. Узорами, вырезанными из бумаги, оборачивается яйцо перед окрашиванием.
Те, кто назвал свою страну в честь восходящего светила, обладают образным языком и умеют видеть поэзию практически во всём. Пасхальные проповеди в храмах отдалённо напоминают хокку. Вот как обращался к православным христианам ректор Токийской духовной семинарии Иоанн Сэнума:
«Братья и сестры! Как может не хотеться спать, когда ночь приближается к рассвету?.. Се, в темной ночи становится все пустыннее и пустыннее, и редкие огоньки в ночи все сложнее увидеть. Но приходит определенный час — на вершине холма Суругадай постепенно возникает жизнь.
Через некоторое время в соборе, с высоты которого можно обозревать весь город, зажгутся тысячи свечей, и здесь можно будет совершенно забыть о ночи… Токио и все японское государство все еще продолжает уныло спать в почти кромешной темноте, потеряв свет Духа среди иноверия и безверия тьмы, и это становится образом их пребывания не с нами, а где-то вдали.
Сейчас мы вспоминаем страдания и погребение Спасителя и поем тропарь Воскресения, которое мы будем праздновать уже очень скоро. Какой момент чрезвычайного душевного волнения! В нескольких словах невозможно описать то, что происходит теперь в наших сердцах…»
После этого обычно звучит возглас: «Харисутосу фуккацу!» (Христос воскресе!) — «Дзицу-ни фуккацу!» (Воистину воскресе!).
Ирландия
На родине святого Патрика, кстати, недавно канонизированного нашей Церковью, православные приходы есть в Дублине и небольшом городке Корк. На Пасху здесь пекут маленькие булочки с корицей и изюмом, которые украшает крест, но особое пасхальное блюдо — миндальный кекс «симнель». Одиннадцать марципановых шариков, украшающих его, символизируют одиннадцать апостолов (без Иуды), а шарик по центру — Христа. В кекс добавляют сухофрукты и цукаты. Наряду с крашенками популярны также шоколадные яйца.
На Страстной неделе принято проводить генеральную уборку в доме. В Великую Пятницу ирландцы признаются в своих грехах и просят у родных и друзей прощения за обиды. Многие православные в Ирландии — бывшие выходцы из России, Украины, Беларуси и Молдовы. Они принесли в эту страну свои обычаи, например — приходить на пасхальное богослужение в новой одежде, которую специально покупают к празднику. Многие девушки вплетают в свои волосы зелёные ленты — символ весны и новой, обновлённой жизни.
Греция
Необычное оживление на улицах городов начинается ещё с Лазаревой субботы. Девочки по всей Греции собирают полевые цветы и ходят из дома в дом, исполняя гимны «лазаринес». Это своего рода колядки, но в них рассказывается о евангельском событии воскрешения Лазаря:
«Расскажи нам, Лазарь, что ты видел в аду.
— Я видел страх, я видел ужасы, видел страдания и боль.
Дайте мне воды, чтобы смыть яд…»
После этого дети желают хозяевам, для которых поют колядки, сто счастливых лет жизни.
На острове Кос дети при этом оборачиваются простынями и украшают себя жёлтыми цветами, чтобы больше походить на воскресшего Лазаря. В благодарность хозяева одаривают маленьких благовестников сладостями.
На острове Нисирос школьники организуют театральное представление, иллюстрирующее воскрешение Лазаря. Его могилу изображает корзина, которую носят по деревне.
Всё, что только возможно, украшено первыми весенними цветами — они ведь тоже как бы воскресли после зимы. Все греки, как бы далеко они ни находились от родины, пекут в этот день особое печенье лазарувья в виде спелёнутой фигурки святого Лазаря.
Вербное воскресенье называется в Греции Пальмовым. В этот день священники раздают прихожанам крестики из пальмовых листьев и стеблей мирта. Из храмов все идут домой с такими крестиками. Освящённые «ваии» хранят потом весь год.
С Великого Понедельника начинается строгий пост. До Великой Среды многие ничего не едят. Употреблять немного воды в пост можно. На этот период многие берут отпуск или отпрашиваются с работы, чтобы посещать богослужения каждый день.
Пасхальные куличи в Греции начинают выпекать в Великий Вторник. Самый распространённый вид кулича — сдобная печёная косица, в которую перед запеканием вкладывают пасхальные яйца, непременно окрашенные в красный цвет. В виде яиц — символа Воскресения — также пекут особое печенье кулураки. С этого же дня священники ходят и стучат в дома, чтобы освятить пасхальные угощения.
Яйца красят на следующий день. Здесь каждый знает, что этот обычай идёт от святой равноапостольной Марии Магдалины. По этой причине самый распространённый цвет пасхальных яиц в Греции — красный. Нужного оттенка добиваются, проваривая яйца в шелухе красного лука. Первое яйцо называют «яйцо Марии». Его кладут у икон, дарят самым близким, детям или больным людям.
В Великий Четверг продолжается выпечка пасхальных куличей. В этот день их готовят в виде креста с четырьмя красными яйцами по краям и белым в центре. При всём этом греки успевают сходить на каждую службу в храм, а некоторые ещё и на работу.
Особая пасхальная традиция в Греции — угощение для бедных. Перед Пасхой в супермаркетах ставят контейнеры, в которые греки кладут пакеты с едой для неимущих. В день Светлого Христова Воскресения продукты также раздают местные власти и политические партии, иногда нуждающимся семьям правительство выделяет праздничные денежные пособия.
В Страстную Пятницу в Греции закрываются учреждения, приспускаются государственные флаги. Работать считается грехом. Несмотря на обилие приготовленных загодя вкусностей, соблюдается строгий пост. Есть даже обычай употреблять в этот день воду, разбавленную уксусом — в память о питии, которое принесли Христу на губке римские солдаты… Те, кто всё-таки решил потрапезничать, едят суп с кунжутом и чечевицу, тоже добавляя в них уксус. По городам совершается крестный ход с украшенной лепестками роз и цветами Плащаницей Христа.
В Великую Пятницу встречают Благодатный огонь. Его доставляют с почётным караулом в главный храм — кафедральный собор Преображения Господня в Афинах, откуда в маленьких фонариках его развозят по всей стране.
В Великую Субботу незадолго до полуночи страна погружается почти кромешную тьму, поскольку не зажигается других источников света, кроме Благодатного огня. В какой-то момент священники подают знак, и загораются миллионы свечей. Так наступает долгожданная Пасха.
В некоторых храмах соблюдается традиция, которая была принесена из греческих общин Малой Азии. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа все ждут, когда будет упомянуто о землетрясении в Иерусалиме. Как только звучат заветные слова, в церкви поднимается невообразимый шум. Молодёжь колотит палками по деревянным лестницам, старики гремят сиденьями скамеек, прихожане раскачивают из стороны в сторону люстры-паникадила — в общем, люди очень бурно радуются Воскресению.
После этого звучат заветные слова «Христос анести!» — «Алитос анести!» При произнесении этих слов принято целоваться, даже с малознакомыми людьми.
Если у нас после ночной пасхальной службы все расходятся праздновать по домам, то в Греции улицы наполняются народом. Небо освещается огнями фейерверков. Свет — символ неземного света Воскресения, воссиявшего из гроба, поэтому праздничными огнями украшается всё вокруг.
На острове Хиос фейерверки принимают характер «перестрелки» между двумя церквями, расположенными друг напротив друга на склонах одной долины. Возле каждого из храмов устанавливается горизонтально большой лист черепицы, на который раскладывают петарды. В назначенный момент снаряды салюта вылетают навстречу друг другу и сталкиваются в ночном небе.
На острове Кос дети после полуночи ходят с амбарными ключами, заряженными порохом, и колотят ими о стены. Получается очень громко — громче, чем можно было бы крикнуть о своей пасхальной радости.
Очень интересно встречают Пасху в городке Леонидион. Прихожане заранее запасаются тонкой цветной бумагой. Края листов склеивают, получившиеся разноцветные мешочки закрепляют на каркасе из тонких прутиков дном вверх. После ночной пасхальной службы шары наполняются подогретым воздухом и взмывают в небо, при этом приходы негласно соревнуются, чьи шары продержатся в небе дольше.
А вот идти разговляться как-то не принято, хотя кушанья-то ждут ещё с Великого Вторника. Перед тем, как прилечь наконец отдохнуть, греки едят лишь праздничный суп из овечьих потрохов с зеленью, рисом и яично-лимонным соусом. И только проснувшись, начинают уже пировать во всю.
В Салониках столы накрывают прямо на улицах. Об обилии яств на них заботятся власти города. Мясом, пасхальными яйцами, вином и греческими сладкими лепёшками «чурек» угощают абсолютно всех желающих.
Во дворах жарят на вертелах баранов, запекают коз — целиком, ведь в праздник не стоит мелочиться и ограничивать себя в еде. Греки умеют как поститься (по нескольку дней отказываясь от пищи), так и разговляться…
После обильной трапезы устраивают бои яйцами. Побеждает тот, чьё крашеное яйцо расколет остальные и не треснет само. Нередко какой-нибудь ловкач обманывает и побеждает всех, маскируя под обычное яйцо деревянное.
На Пасху в Греции танцуют все, обычно — следом за священником, который начинает первым.
Первый день Светлой седмицы в Греции называется Понедельником любви. В тех областях, где сильна была кровная месть, в этот день враги надрезали себе руки и смешивали кровь, после чего их статус приравнивался к статусу родных братьев.
В деревнях, где несколько храмов, прихожане и священники с танцами выходят навстречу друг другу, а затем танцы продолжают уже вместе.
Устраивают также качели, на которых качается в основном молодёжь. Если девушка позволила парню покачаться вместе с собой, это означало, что она согласна выйти за него замуж.
Сегодня, правда, эти милые обычаи постепенно уходят в прошлое. Жители Перахоры жалуются: старые священники, хранившие местные традиции, поумирали, и теперь назревает большая проблема — Церковь прислала молодых, а они отказываются танцевать!
Празднуют не одну неделю, а целых две. У школьников пасхальные каникулы, но и взрослых в эти дни почти невозможно застать на работе. В общем, пока козу не доедят, праздник будет продолжаться!
Веселее всего на Пасху в Африке. В Гане, Кении, Конго, Зимбабве, Камеруне, Маврикии, Нигерии, Танзании, Уганде, Габоне, ЮАР и даже на Мадагаскаре православные общины довольно многочисленны. Танцы начинаются уже прямо во время пасхальной службы и, конечно, продолжаются после её окончания. Священник вручает каждому прихожанину яйцо — символ Воскресения.
Во дворе храма в ход идут барабаны, трещотки, бубны. В православном племени кикуйю (Кения) в танец вовлечены все, даже священник. Отличие народа кикуйю от других в том, что их предки всегда верили только в одного бога, живущего на высокой горе. В строгом смысле, они никогда не были язычниками, поэтому им было легче, чем другим племенам, принять истины Православия.
Большинство масаи — тоже христиане. В африканских храмах нет клироса — во время пасхальной службы поют все, на суахили и языке своего народа. Тексты богослужений здесь знают наизусть.
На гербе Кении начертано слово «harambee» — «Вместе, всем миром, сообща». Этому девизу подчинена и жизнь Церкви. Православные общины здесь очень сплочённые, их члены стараются поддержать друг друга в своих нуждах и, конечно же, Светлое Христово Воскресение отмечают только вместе.
Цитата дня
«
Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога.