Официальный сайт

Протоиерей Александр Франтовский

Как преодолеть рассеянность во время молитвы?

РассеянностьВроде бы и присутствовал на службе, а о чём сегодня пелось и читалось? Вроде бы и читал правило, а мыслями был где-то далеко. Протоиерей Александр Франтовский, настоятель храма священномученика Климента г. Торецка, делится советами, как не отвлекаться от молитвы.

Господь создал нас и каждому даровал свободу выбора. Чтобы мы могли исполнить волю Божию и спасти свою душу, Он сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). Бодрствовать — значит быть бдительным к своим сердцу и душе, мыслям и уму, то есть хранить их от злых намерений. Поэтому, становясь на молитву, мы прежде всего должны просить у Бога милости и осознавать все свои грехи.

Не нужно оправдываться тем, что все люди грешат. Наоборот, скажите: «Господи, я — не подарок, но я — создание Твоё. Я грешен и слаб. Помоги мне!» Человек, стоящий на молитве, ни в коем случае не должен возвышаться над другими и становиться судьёй, говоря: «Я не такой, как прелюбодеи и грешники». Нельзя предъявлять претензии к Богу: «Почему у меня это так, а то не этак — руководство не оценило, близкие не так ответили, соседи грубые?» Нужно осознавать, что мы грешнее всех, и просить у Бога помощи и добра.

Когда становитесь на молитву, надо проявлять трезвение. Это славянское слово обозначает заботу о своих мыслях и чувствах. Если мы допускаем плохие мысли, то отдаёмся во власть эмоций, раздражаемся, в результате чего у нас появляется рассеянность во время молитвы. Мы отвлекаемся, не можем сконцентрироваться, мысленно «плаваем» и не знаем, чего, собственно, просим у Бога. Ещё одна проблема — это мечтательность. Она губительно действует на молящегося, поскольку уводит его в несуществующий призрачный мир.

Если мы впадаем в осуждение, то наше сердце постепенно становится жестоким, вслед за чем его настигает уныние. В итоге вместо того, чтобы просить у Бога милости, мы всех осудили и сказали, что в этом мире всё не так, и даже Бог не такой. Поэтому многие наши молитвы не приносят нам духовной радости и мира душевного: ведь мы приходим к Богу не с любовью, а с гордыней. Чтобы избежать рассеянности, чтобы наш молитвенный труд принёс плоды, надо приступать к нему с любовью, каяться в своих грехах и просить Бога, чтобы Он нас помиловал.

Если мы становимся на молитву дома или в храме, то избежать рассеянности нам помогают и иконы, и крест. Однако человек молится не только в благоприятных условиях, но и в пути или на работе. В такой обстановке молиться сложнее. Для того чтобы сосредоточиться, христианин может вспомнить о храме, в который обычно ходит, о любимой иконе или своём почитаемом покровителе. Но прежде всего нужно, как сказано в молитве, просить Бога даровать «зрети прегрешения моя и не осуждати брата моего». Если верующий с этого начнёт и этого попросит, то, думаю, у него всё получится и молитва будет внимательной и искренней.

Важно понимать, что вы просите и для чего вам это нужно. Будет ли полезно то, чём вы молитесь? Не просите ли вы о том, что может навредить ближнему? Готовы ли к тому, что Господь может не дать вам то, о чём молились? Так бывает, когда Господь знает: если человек получит просимое, то впадёт в гордыню, начнёт просить ещё и ещё. В итоге забудет о ближнем, станет эгоистом и не справится с тем, что Господь ему дал во благо. Погрузится в грехи и станет равнодушным, а ведь равнодушие — это самое страшное, что может случиться с православным человеком.

Как в Церкви мы все разные, но делаем одно дело, так и в семье. Если отец — пример своим домочадцам, жена чтит его и показывает в том пример детям, если дети видят, что отец молится, это замечательно. Ещё более замечательно, если семья молится вместе. Конечно, не всё сразу получится, кто-то из детей может не понимать, что происходит, но когда семья делает это общее дело — это очень важно. И пусть сначала родители не все молитвы вычитают, но если прочтут хотя бы самые основные, а потом благословят детей на ночь, в этом и будет проявляться их трезвение — привычка контролировать свои мысли и поступки, вместе служить Богу и молиться.

В такой ситуации не страшно, если кому-то случится рассеяться в молитве, ведь могут и дети отвлечь, и что-то иное произойти. Когда человек один на один с Богом — пусть сосредоточится, отстранится от внешнего. Но если он старается приучить к молитве свою семью, то ничего страшного, если порой придётся отвлечься на какие-то воспитательные моменты. Там, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Я думаю, что общая семейная молитва будет сильнее, чем личная келейная, потому что посреди них — Христос. Уверен, что Он постепенно всё управит, наладит, и их сердца будут гореть живой радостью и любовью друг к другу.

Современный мир предлагает: ты лучше всех, делай то, что тебе велит сердце — невзирая на заповеди Христа. В итоге человек становится равнодушен к ближнему, не желает открыть своё сердце Богу. Из-за этого в мире происходят очень большие грехи. И молодёжь, и старшие люди обвиняют в бедах всех, кроме самих себя. Обвиняют в том числе и Церковь. Мне хотелось бы, чтобы мы во время молитвы просили у Бога дух мирен, обретали и сохраняли его. Чтобы имели в душе мир и любовь, а в тяжёлых обстоятельствах благодарили Бога за всё. Чтобы были терпеливы друг к другу, учились прощать. Тогда молитва будет оберегать нас от всякого зла.

Если человек с таким настроем будет приступать к молитве, то вряд ли рассеянность настигнет его. Но такая молитва — это постоянный труд. Он, к слову, не требует всё бросать и отстраняться от мира. На работе нужно качественно выполнять свои служебные обязанности, с пониманием относиться к работникам, уважать коллег, находить для них нужные слова, слушать начальника, не лениться, прислушиваться, быть терпеливым и делать всё достойно. Если человек будет жить в трезвении души, то есть беречь своё сердце от пороков и соблазна, то у него всё получится.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100