Официальный сайт

Господь вручил сокровище Истины нам

24 марта, в Неделю Торжества Православия, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию и чин Торжества Православия в Николаевском кафедральном соборе Горловки. После чтения Евангелия владыка произнёс проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь создал Церковь и обещал, что врата адовы не одолеют её. Церковь апостол назвал столпом и утверждением Истины. Но мы знаем, что враг рода человеческого — диавол — всегда боролся против Истины и против Церкви. Спасителя иудеи распяли, воздвигнув на Него ложные обвинения, оклеветав Его перед Понтийским Пилатом.

Та же судьба постигла и учеников Христовых, апостолов, которые за свою проповедь о Христе терпели многие скорби и, в конце концов, тоже засвидетельствовали свою верность Христу и проповедуемому слову мученической смертью. Так продолжалось почти три столетия.

Примерно столько лет со времен Христа Церковь находилась вне государственного закона в Римской империи. Христиане были гонимы. Они вынуждены были собираться тайно, молиться в пещерах, в гробницах, или по ночам, нельзя было открыто исповедовать свою веру.

Но всё это не привело к тому, что Церковь исчезла, как это было бы, может быть, с какой-то человеческой организацией. Наоборот, Церковь умножилась благодаря подвигу мучеников, тех христиан, которые о Христе свидетельствовали не только словами, но и своей доброй жизнью и добрыми делами, а ещё — своей мученической смертью.

В этом году исполняется 1700 лет с тех пор, как император Константин, ставший христианином, издал эдикт, согласно которому христианство уравнивалось в правах со всеми остальными исповеданиями на территории Римской империи. Теперь христиане получали равные гражданские права с остальными людьми, и в истории Церкви началась новая эпоха, когда уже не страшно было называть себя христианином.

Будучи христианином, можно было занимать государственную должность, служить в армии, преподавать в школе, и это ни у кого не вызывало желание сразу бежать и докладывать судье о том, что такой-то человек — христианин, и его нужно наказать. Настало новое время, появились новые условия. Можно было строить храмы, собираться на праздники, как мы сегодня собираемся.

Казалось, что теперь всё будет хорошо, но диавол изобрел новый способ борьбы с Церковью. Если три столетия Её терзали извне язычники, императоры, правители, то теперь искушение стало совсем другим. Внутри самой Церкви появились люди, которые начали её раздирать на части. И это делалось всегда под благовидным предлогом.

Никто никогда не приходил и не говорил: я хочу разрушить Церковь, и для этого придумаю какую-то ересь. Еретикам, то есть людям, которые искажали церковное учение об Истине, всегда казалось, что они делают лучше, что они что-то делают более доступным, более понятным и объясняют это людям так, что вот теперь все станет на свои места.

Богооткровенная Истина не всегда поддается изъяснениям человеческого разума.
Иногда разум сталкивается с препятствиями, которые объяснить бывает невозможно только с помощью логики. И человеку гордому, который привык все объяснять разумом, кажется, что если он разумом не может что-то объяснить, значит это неправильно, и нужно придумать что-то такое, что бы укладывалось в его человеческие мерки. Но учение христианское — это не то, что придумано самими людьми, но то, что Бог нам открывает о Себе, и вместить его в человеческие рамки невозможно. Приходилось эту Истину отстаивать.

На стороне еретиков очень часто, как и во времена гонений от язычества, становилась государственная императорская власть. Мы знаем, что императоров-еретиков было не меньше, а может быть, даже больше, чем императоров, которые исповедовали Истину Православия. И Церковь гонима была уже не от язычников, а от еретиков. Таким большим соблазном была ересь арианства, которая почти столетие сотрясала Церковь. От этой ереси страдали и епископы, и монахи, и священники, и храмы, и многие христиане.

Одной из самых трудных страниц в истории Церкви и одним из самых больших испытаний была ересь иконоборчества, которая также сотрясала Церковь более столетия, и отголоски которой и сегодня мы видим в различных протестантских, сектантских учениях.

Наверное, каждый или почти каждый из вас встречал человека, который говорил, что тот, кто кланяется иконам, кланяется идолам. И как бы ты ни пытался объяснять, что в Церкви Православной иконам не кланяются, а поклоняются Богу — есть догмат иконопочитания, — здравого учения никто воспринимать не хочет, человека переубедить в чём-то бывает очень трудно.

Сегодняшние протестанты, которые упрекают Церковь в идолопоклонстве, не знают истории Церкви и того, что Церковь эту болезнь пережила, переболела ею уже давным-давно, и был Седьмой Вселенский Собор, на котором окончательно был установлен догмат иконопочитания. Его суть заключается в том, что, совершая молитву перед иконой, мы поклоняемся не самому изображению, а тому, кто присутствует на этом изображении. И отказаться от этого догмата Церковь не могла.

Можно было бы поддаться на соблазн и сказать: раз есть немощные, слабые люди, которые видят в иконопочитании соблазн идолопоклонства, давайте мы вынесем все иконы из храмов и будем так молиться. Разве нельзя молиться без икон? Можно. Но если бы отказалась Церковь от этого догмата, от этой истины, что бы мы в итоге получили? Мы бы отказались не просто от традиции или обычая изображать на иконах Того, Кто пришел в этот мир и стал Человеком, и Его святых. Мы бы отказались от догмата Боговоплощения.
Если Бог действительно стал Человеком, и апостолы говорят: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1-2), если Он воплотился, значит, Он стал и изобразим.

Изображая на иконе лик Спасителя, мы изображаем не Его природу Божественную и человеческую, которые нельзя разделить и которые соединены в Нём неслитно, неразлучно, нераздельно и неизменно, согласно учению Четвертого Вселенского Собора. Мы изображаем Личность Христа и свидетельствуем этим об истине Его пришествия в мир, о Его Боговоплощении — о том, что Он действительно был с нами, и это видели человеческие глаза.

Если Евангелие — это свидетельство о Христе в слове, то, что Он говорил, то икона — свидетельство о Христе в изображении, то, каким Его видели и передали это изображение нам. Таким образом, иконы — это не просто украшение храмов и изображения, которые есть у нас в домах. Это свидетельство о том, что Христос воплотился, что Бог стал человеком. И для Церкви это очень важно. Мы от этого никогда не сможем отказаться, потому что иначе мы откажемся от своей веры.

Сегодня мы празднуем день, который именуется Торжеством Православия. Формально это празднование было установлено в честь Седьмого Вселенского Собора, который прошел в 787 году, в знак окончательной победы над всеми ересями и торжества над иконоборцами. Но само понятие «торжество Православия» гораздо шире, потому что и после VII века, вплоть до IX века продолжалась борьба за этот догмат, и после девятого века возникали ереси и лжеучения.

В 1054 году произошел раскол на Восточную и Западную Церковь, появилось католическое исповедание. Даже в ХХ веке разрушались храмы, мы будто вернулись в первые века христианства, и казалось, что это не святая Русь, а какое-то взбесившееся государство, которое разрушает свою историю, свои святыни, убивает самых лучших людей, которые жили на этой земле.

В чем же тогда заключается торжество Православия, если православных — даже не большинство? По количеству нас меньше, чем мусульман, католиков, и никогда большинством православные христиане не будут. Торжество Православия — в том, что Истина измеряется не количеством. «Мужайся, малое стадо», — так Господь обращался к Своей Церкви и обращается сегодня к нам.

Для самой Истины не важно, сколько людей её исповедует, гонима ли Она или находится в чести, как солнце не может оскверниться тем, что его лучи попадают иногда и на места нечистые и скверные. Она всегда остаётся Истиной.

Торжество Православия в том, что Истина всегда будет существовать независимо ни от чего — ни от эпохи, ни от государственного строя, потому что Глава Церкви — Христос, и в Церкви всегда будут люди, которые будут верны Истине, и которые Истину будут свидетельствовать и словом, и делом. Пускай их будет и меньше, но они будут всегда. И это засвидетельствовала вся двухтысячелетняя история христианства.

Казалось бы, и среди нас, христиан, не все благополучно. За две тысячи лет мы очень много раз давали повод говорить о нас плохо — своими делами, своими мыслями, тем, что носим имя христиан, но живём совсем не по-христиански. И в сегодняшний день происходит то же самое. Но торжество Православия заключается в том, что мы всеми своими грехами, недостатками, всем тем, что мы делаем, все равно не можем Истину осквернить и убить. Она всё равно торжествует.

Какими бы мы ни были плохими христианами, все равно из года в год, из десятилетия в десятилетие, которые складываются в столетия, к Церкви Христовой присоединяются новые и новые люди. И сегодня на нашей земле, несмотря ни на что, православных христиан большинство. И в этом тоже торжество Православия. Никто не может объяснить, как это происходит. Мы ведь не самые лучшие люди, хотя и должны такими быть. Но все равно к Церкви присоединяются и присоединяются новые чада. Это тоже торжество Православия.

Сегодня для христиан непростое время. В Сирии, в Египте, в Пакистане христиан убивают. Мы в новостях слышим сообщения об этом каждую неделю. В Турции закрывают храмы и монастыри. Христиане и сегодня гонимы во многих странах.

У нас сейчас период, когда мы можем строить храмы, учить детей в воскресных школах, что-то делать доброе. И, конечно, глядя на то, что было раньше, мы понимаем, что всегда так не будет. Всегда в истории периоды благоденствия сменяются периодами гонения. Важно за это время сделать как можно больше добрых дел, привести, пока у нас есть возможность, своих детей и внуков к Богу, к Церкви, показать им красоту Православия и торжество Истины, открыть им эту Истину, чтобы они не потерялись в жизни, чтобы они не ходили во тьме, не зная, куда идти, где правда, а где ложь, что делать, а что не делать.

Нам очень важно о Православии, о Христе свидетельствовать не только словами, но и своей жизнью, своими добрыми делами, теми переменами, которые должны с нами происходить оттого, что мы стали христианами и услышали Слово Божие.

Нам Господь вручил сокровище Истины, оно сегодня находится в наших руках. И хотя мы знаем слова апостола Павла о том, что сокровище это в скудельных, то есть глиняных, простых сосудах, мы осознаём, что не имеем столько достоинств, чтобы воспринять его во всей полноте, достойно носить и достойно передать его потомкам.

Мы благодарим Бога за то, что мы смогли его от кого-то получить. Кто-то сохранил его и передал нам. До нас с вами жили люди, которые его сохранили, а не погубили. Мы также просим Бога о том, чтобы и нам Господь дал силы его сохранить и не погубить. Сохранить в чистоте, неповреждённости, оставшись верными той Истине, о Которой две тысячи лет свидетельствует Церковь, и передать его тем, кто будет жить после нас.

В этом наша ответственность перед Богом, и об этом наша сегодняшняя молитва к Богу — чтобы Господь вразумил и научил нас сохранять это сокровище и помог передать его дальше. Несомненно, всегда в Церкви будут люди, которые это будут делать. Но дай Бог, чтобы каждый из нас присоединился к этому сонму. И в этом тоже будет для нас торжество Православия. Аминь.

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100