Официальный сайт

Протоиерей Владислав Шестаков

День 36. Воля Божия и воля человеческая

Почему избранный народ не получил все те блага, которые обещал ему Господь? Можно ли обманывать ради благих целей? Как сделать Бога своим должником? Продолжаем читать Ветхий Завет вместе с Церковью.

Обман скученКнига пророка Исаии, глава 48

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова».

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; 2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

Сорок восьмая глава завершает очередной отдел книги пророка Исаии. Здесь преимущественно говорится о внешнем спасении Израиля от врагов и от плена, а также о падении Вавилона. Вавилон был тогда неким собирательным образом, олицетворением политических и религиозных врагов народа Божия.

Стихи 17-18 этой главы — мощная, выразительная иллюстрация отношения Промысла Божия к еврейскому народу. Далее Господь говорит о тех возможных благах, которыми Израиль, несомненно, наслаждался бы, если бы остался верен своему завету с Господом.

Последние стихи этой главы пророчески изображают живую картину исхода евреев из вавилонского плена, а далее проводится историческая параллель с исходом из плена египетского. Господь, как и тогда, обещает поддерживать их на этом пути: «И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды». Символически здесь можно видеть помощь Божию каждому, кто захотел путём покаяния и поста освободиться от рабства греху.

Бытие, глава 27

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; 6а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: 9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; 16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; 28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

История с благословением Иакова показывает нам очень интересный пример взаимодействия воли Божией и воли человеческой. Бог изначально так предрасположил, что Иаков должен будет унаследовать благословение вместо Исава, своего старшего брата. С одной стороны, исполнение замысла Божия не может быть подвергнуто никакому сомнению: всё произойдет именно так, как Он этого хочет. С другой стороны, человек имеет право проявлять и свою волю. Как бывает хорошо, если эта наша воля совпадает с волей Божественной! Но бывает и так, что человек нарушает эту гармонию.

На примере из двадцать седьмой главы мы видим, что Ревекка хочет, чтобы именно Иаков первый получил благословение отца (это действие было не каждодневным приветствием, а передачей духовного наследия с призыванием Имени Божия, и во многом определяло дальнейшую судьбу человека). В принципе, она ничего плохого не хочет. Можно даже сказать, что её желание полностью совпадает с волей Божией. Но средства, которые они с Иаковом употребляют, отнюдь не правильные. Ревекка действует нечестно по отношению к Исааку. Бог мог бы найти более честный способ.

«И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твёрдой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования», — пишет профессор А. П. Лопухин. Иакову впоследствии пришлось расплачиваться за совершённый им, пусть даже и во благо, обман.

Несколько иной пример показывает нам Исаак. Он желает, чтобы всё-таки Исав первым получил своё законное благословение. «Божия же благодать, — говорит блаженный Феодорит, — против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства… приведённый в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение».

Притчи Соломона, глава 17

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Во главу угла премудрый Соломон ставит хранение заповедей как правил, помогающих сохранить жизнь. Далее он говорит о пользе милостыни и добрых дел, которыми человек делает как бы должником себе самого Бога. Очень интересно, что сразу после этого говорится о необходимости достойного воспитания детей. Это древнее замечание актуально и по отношению к современным родителям. Заключительные стихи свидетельствуют о том, что существуют и люди, в силу своего нравственного состояния неспособные воспринять учение мудрости.

День 1. Мир, который мы потеряли

День 2. Слышать и слушать

День 3. Помнить о конце

День 4. Осознавать масштабы

День 5. Слава Божия

День 8. Приговор винограднику

День 9. Не отступать от Бога

День 10. Каинистическая цивилизация

День 11. Посмотри на муравья

День 12. Умереть, чтобы воскреснуть

День 15. Свет во тьме

День 16. Плоды междоусобных конфликтов

День 16. Пасущим ветер

День 18. Войти в ковчег

День 19. Люди дороже золота

День 22. Праведность ведёт к жизни

День 23. Смерти больше нет

День 25. Башня до небес

День 26. Прихожане воскресного дня

День 29. Страх Господень

День 30. Блюдо зелени и тучный бык

День 31. Не бойся!

День 32. Дорога для слепых

День 33. Вера, меняющая мир

 

Цитата дня

«

Молитва — убежище и покров от всех зол.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100