Как часто мы говорим: «Ну нет, со мной такого не случится!» А если и произойдёт, обещаем себе, что больше так не поступим… Но в жизни всё далеко не так. Как же вновь не наступить на любимые грабли? Корреспондент ТК «Орбита» спросила у благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко.
— Отче, слышала такое интересное выражение — «похвальное бесстыдство». А что это обозначает?
— У Иоанна Лествичника есть такое выражение. Его смысл — если ты согрешил, иди кайся и больше не греши. Есть и в Евангелии такие слова: «Иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Вот смысл этого выражения.
— Человек может оступиться, совершить ошибку, но в то же самое время у святых отцов есть ещё одно выражение — «уметь полагать начало», то есть встать, отряхнуться и идти дальше?
— Действительно, самое главное, что нужно запомнить, — как бы мы ни согрешили, у нас должно быть чувство настоящего покаяния. Мы осознаём, что поступили неправильно, нам хочется исправить этот поступок, прийти и покаяться.
— Здесь ещё один нюанс. Люди обижают других людей, а приходят каяться к Богу. Что нужно делать? Перед людьми ведь тоже надо извиняться?
— В Священном Писании есть такие слова: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).
Если ты не примирился и идёшь на исповедь каяться перед Господом, то это не будет правильно. Апостол Иоанн Богослов писал: «кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (Ин. 4:20).
— То, как человек любит ближних своих — это отражения любви человека к Богу?
— Да, действительно, можно поставить знак равенства. Как я отношусь к человеку, так я отношусь и к Богу. Если я плохо отношусь к человеку, значит, я так же отношусь к Богу.
— Всегда ли человек в домашней молитве полагает, что ему что-то придётся начинать заново?
— Каждый вечер, когда человек ложиться спать, он читает молитвы. В последней вечерней молитве человек просит прощения за все сделанные за день прегрешения. Как Господу не простить этот грех? Это наши немощи, наше несовершенство. Господь обязательно простит этот грех — главное, чтобы у нас было желание с этим грехом бороться. Пусть даже сегодня не получается, может получиться завтра.
— А если человек исповедовался на службе, причастился, пришёл домой и совершает всё тот же грех, как быть?
— Есть такое выражение: «Капля камень точит». Нужно снова идти к Богу, просить прощения и, конечно же, самое главное — в себе вырабатывать желание исправиться. Если этого желания нет, то как ты можешь идти на исповедь? Господь подаст силу и обстоятельства. Иногда человек не избавляется от того или иного греха, чтобы он не возгордился, что он такой великий. И если он старается исправиться, но не исправляется, это может быть воспитательным средством. Понятно, что это не совсем правильно, но, с другой стороны, он избавляется от большего греха — гордости. А гордость, как известно, самого главного ангела Денницу с небес прогнала. Был великим ангелом, а стал самым последним.
— А есть ли какие-то грехи, которые Господь не может простить?
— Для Бога нет таких грехов, Он всегда их прощает, если желает человек. Но если человек не желает, то как можно ему простить? Спасение человека происходит не без самого человека. Если человек хочется исправиться, Господь всё ему простит и поможет сделать. Насильно мил не будешь, как говорится. Господь человека создал со свободной волей, Он не имеет права её нарушать.
— В молитве «Отче наш» говорится: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если человек не простит ближнего своего, то он и сам не будет прощён?
— Сначала нужно простить человеку, а потом у Бога просить прощения.
— Как человеку не впасть в состояние «я неисправим», «я пытался», «у меня не получается»?
— Можно такую аналогию провести: я вчера купался, зачем мне это делать ? Я вчера кушал, зачем мне сегодня кушать? Всё равно придётся каждый день кушать, не буду я больше кушать. Никто же так не рассуждает, потому что знают, что тело наше — наш друг. То же самое касается духовной жизни. Если так получилось, то всё равно нужно идти к Богу, просить прощения. Когда мы читаем Священное Писание мы получаем ответы, как бороться с грехами. Можно святых угодников Божиих почитать, особенно про исповедь, как бороться с теми или иными грехами.
— Как человеку быть, если он ошибся?
— Никогда не нужно унывать. Уныние — это бесовский грех, грех к смерти. Не нужно поддаваться, а молитвой и трудом, кто болеет — болезнью, бороться с этим прегрешением. Нет таких грехов, которые бы Господь не простил.
Мы можем вспоминать почаще такой случай. Когда Господа распинали на кресте, рядом с ним были два разбойника. Они и убивали, и грабили. Несмотря на это, один из разбойников по правую сторону попросил у Бога прощения. Он сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Господь смотрит не только на внешность, но и на душу человека, и Он видит, что будет с этой душой и в будущем. Он увидел, что если дать этому человеку шанс жить дальше, то он бы много добрых дел совершил, и Он его первого вводит в Царствие Божие. Когда туда пришли другие после Воскресения, угодники Божии спрашивали, что он совершил такого великого, что оказался в Царствии первым. Он ответил, что проявил покаяние. Попросил у Бога прощения и сказал, что больше этого совершать не будет. Вот такой прекрасный пример нам показан, чтобы мы никогда не печалились и не унывали. Господь всегда готов нас принять. Главное, чтобы мы этого хотели.
Текстовая версия подготовлена редакцией сайта Горловской епархии