Официальный сайт

Екатерина Щербакова

Что или кого вам сложнее всего простить?

НепрощениеМы давным-давно усвоили истину, что священники — вовсе не святые, а такие же люди, как и все остальные, и так же учатся прощать, как каждый из нас. В канун Прощёного воскресенья мы попросили священнослужителей нашей епархии рассказать о сокровенном: что им сложнее всего прощать и что они советуют людям, которые сталкиваются с такими же духовными вопросами.

 

Несправедливость, лицемерие, ложь «с открытыми глазами»

Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа

У меня с детства обострённое чувство справедливости. Если получал по заслугам — молча сопел и исполнял епитимью, а вот несправедливое наказание вызывало бурный протест. До сих пор несправедливость прощать сложно. Лицемерие тоже близко к этому, равно как и откровенная ложь. Когда человек «грешит с открытыми глазами», то есть сознательно нарушает заповеди и противостоит Богу — это вызывает недоумение, особенно в среде верующих людей. Ведь все они читали Писание, а некоторые даже ещё какие-то умные книжки, и вдруг — такая откровенная ложь. Ладно, когда люди идут на это по глупости. Гораздо тяжелее, когда ими руководит холодный расчёт.

Есть ли противоядие? Конечно. Это — правильная духовная жизнь христианина. Изучение Священного Писания, литургическая жизнь — евхаристия, глубокая и серьёзная исповедь. Изучение святых отцов. У нас есть Нагорная проповедь, в которой сказано: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44) и «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Также есть слова апостолов: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21), «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Это осаживает: понимаешь, что сам не идеал. Каждый, кто сталкивался со своими плохими поступками, осознаёт, что человек слаб и немощен. К тому же те грехи, которые мы замечаем в других людях, естественно, присущи и нам, это очень интересно анализировать. Об этом слова Христа: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).

Как быть, если прощать не всегда получается? Понимать: мы все — не супергерои. Если палец порезать, он будет болеть, даже если его зашить и наложить повязку. Должно пройти время, чтобы всё зажило, но и потом бывает, что это место на погоду ноет. Поэтому, даже если простил, неудивительно, что эпизодически проявляются рецидивы каких-то переживаний, попытки осмысления прошлого. Это нормально. Если душа болит — значит, она живая. Если какие-то раны ноют, это свидетельство тому, что мы — просто люди со своими немощами. Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже если сердце противится прощению, умом надо заставлять себя простить. Убедить себя логически проще, чем эмоционально, на сердечном уровне ждать, что обида отпустит. Надо логическое мышление включать.

Самые тяжёлые скорби — в семье. Предательства, ошибки воспитания, кризисы — там все болезненные точки затрагиваются. Нет людей, у которых не случалось бы конфликтов с близкими, именно поэтому Прощёное воскресенье касается каждого из нас.

 

Предательство ИудыПротивников Бога и предателей ближних

Игумен Георгий (Сергеев), настоятель Георгиевского храма пгт. Кировск:

Всё нужно рассматривать через призму Писания. Есть две главные заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Прощать почти невозможно (а может, и не нужно) того, кто становится противником Бога, и того, кто предаёт своего ближнего — как Иуда. Такому лучше не родиться. Такие люди вредят не нам, а в первую очередь себе.

В отношении прощения хочу сказать: человек способен или не способен на него в меру своих духовных сил. Не способен — не значит, что он не хочет, просто пока не может. Нельзя от человека требовать того, что он не может сделать, это нечестно. Поэтому не каждый может прощать — возможно, в силу своих духовных немощей.

Бывает, не прощают потому, что прощение нанесёт вред собственно человеку или обществу. Богом установлен порядок, и каждый богопротивник — разрушитель этого порядка. По этой причине Денница был низвергнут. У Бога хватило бы любви простить его, но это не спасло бы духа, возгордившегося и предавшего своего Отца. Так же и у людей.

Чтобы научиться прощать, надо любить Бога. Полюбив Его, полюбишь и ближнего. Но в этом случае надо понимать, что лучше: уклониться от зла — или помочь человеку. Бывает, человек делает осознанный выбор в пользу зла — как Иуда. Бывает, что человек совершает ошибку — как апостол Павел. Оба были богопротивниками. Иуда сразу не принял Христа, Павел называл себя извергом. Однако первый знал, Кто такой Христос, второй — нет. Когда Савл услышал: «Почто ты гонишь Меня?» — ему этого было достаточно. Он ошибался, поэтому у Бога была возможность ему помочь. Если же человек сделал выбор, как Иуда, ему никто не поможет — ни Бог, ни ближний.

 

Себя и самых близких

Прощение близкихПротоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное:

Тяжелее всего прощать самого себя. Других надо прощать так, как учил Господь: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). С себя же совсем другой спрос. Оправдать себя всегда просто: это не я такой, это погода, люди, жизнь. Как это преодолеть? Только с Божьей помощью. Иного средства нет. Как было бы прекрасно, если бы существовало лекарство «Прощение»: выпил две ложечки — и простил! Не тут-то было.

Простить себя сложно, потому что, несмотря на оправдания, человек всегда знает, когда и в чём он согрешил. Совесть обличает. Надо набраться смелости и разобраться со всем этим.

Ещё очень трудно прощать самых близких людей. С чужими просто: «Прощаю, пусть и Господь простит!» — и не видишь его неделю, месяц, а то и год. А самый близкий рядом каждый день, каждый час. С него — самый большой спрос. Ведь он знает, как мне больно — так зачем же он так со мной? Вот и выходит, что сложнее всего нам с женой или мужем, родителями, детьми, а ведь к этим людям надо быть максимально милостивыми. Они с нами каждый день. Так что, если чужих прощаем, то своих тем более надо постараться.

Господь кого прежде всего прощает? — Своих. Тех, кто в Него верит. Надо быть терпеливыми и снисходительными к своим близким. Мне помогает в этом вопросе воспитание. Меня воспитывали по принципу кнута и пряника. Папа — это был кнут, а мама — медовый пряник с похвалой. Она, по образованию — физик-ядерщик и учитель, с такой любовью учила прощать, понимать, снисходить, быть выше обиды! Если бы не она, я бы не научился прощать. Если же такого примера человек не видел — ему надо идти к Богу, просить, чтобы Он смягчил сердце.

 

ТравляНасилие, разврат, убийства и многое другое

Протоиерей Игорь Зырин, настоятель храма Рождества Богородицы пос. Новоэкономическое:

Есть понятия «прощать» и «оставлять» грехи, что не одно и то же. «Простить» — это примириться, а «оставить» — это забыть навсегда, что человек совершил грех или ошибку, относиться так, будто этого и не было. В этой связи признаюсь: есть люди, поступки которых мне трудно не то что оставлять, но даже прощать. Это те, кто творит насилие, разврат, убийства, а также воры и люди, которые разрушают семьи, склоняя к греху супругу или супруга. Ещё тяжело прощать подлых и ехидных.

Есть категория людей, которых прощать получается, но не выходит их грехи забыть. Это атеисты, которые не просто не верят в Бога, но склоняют к этому общество. У меня были учителя, которые активно насаждали атеистическую теорию. Я их простил, но периодически вспоминаю. В этой же категории — люди, которые творят войны, революции, а также националисты. Я готов их прощать, но к такого рода позиции отношусь критически.

Что помогает мне прощать всех названных? — мой личный опыт. У меня в жизни были два человека, одного из которых я сам обидел, воспользовавшись тем, что он был слабее меня, а второго унижали при мне, и я в этом участвовал. Память о том, что Господь простил меня за это, коснулся моего сердца и помог измениться, даёт надежду, что люди, которых я перечислил, однажды услышат голос Божий, обратятся и станут лучше. Эта надежда даёт мне стимул и самому стараться прощать, и других людей учить этому.

Ещё мне тяжело прощать людей, которые унижают тех, кто слабее. К счастью, я видел много таких, кто невероятно изменился благодаря вере. Видя такие перемены, я испытывал стыд за то, что мог их когда-то ненавидеть. Поэтому, сталкиваясь с людьми, совершающими упомянутые мной плохие поступки, я надеюсь, что Господь поможет им измениться. Если бы Господь был справедлив, никого из нас не было бы в живых. К счастью, Он ещё и милостив. Об этом надо помнить всегда.

Цитата дня

«

Молитва — убежище и покров от всех зол.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100