Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

Что делать, если чувствуешь, что теряешь веру?

Потеря верыВозможно ли потерять веру? С чего начинается духовное охлаждение? Что делать, если оно с вами по каким-то причинам произошло? Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, по пунктам разбирает эти проблемы и рассказывает, как поступать в тех или иных случаях.

 

Почему так происходит?

Многие люди считают, что, если вера появилась, то потерять её нельзя. В случае, когда у кого-то она пропадает, прикрываются словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако всё может быть, и сомнения в вере, потеря веры — в том числе. Отчего же это происходит? Причины могут быть самые разные.

Человек может неправильно расставить приоритеты. У меня были знакомые, которые всё внимание, весь смысл своего хождения в храм сводили к красивой священнической одежде, дорогой утвари и благолепию храма. То есть они ходили любоваться и не более того.

Легко теряют веру те, у кого она осталась на уровне ребёнка. Любой взрослый может с лёгкостью разрушить её, она дрогнет под натиском обычных научных фактов.

Потеря веры может происходить от духовного кризиса или в процессе поиска Бога.

Нередко веру теряют те, кто говорит: «Я уже всё о ней знаю!», — а на самом деле даже не подступили к её изучению. Это люди поверхностные, наивные, мало читающие — возможно, просто юные.

Сейчас православная вера не так интересна людям, как некоторые восточные религии и культы. Наверное, это и не удивительно, потому что в церковных лавках мало творений святых отцов и литературы, которая адекватно рассказывает о нашей Церкви. Из-за этого христианское учение может некоторым показаться недостаточно глубоким.

Вера теряется, когда мы перестаём молиться. Мы можем продолжать ходить в храм, регулярно читать утреннее и вечернее правило, добавлять к этому правилу ещё что-то, но при этом терять живое присутствие Бога, забывать, что с Ним можно говорить как с другом, как с кем-то самым близким. Та же проблема возникает, когда человек молится, ходит на службы, но не причащается Святых Христовых Таин.

Бывает, что человеку кажется, что он теряет веру, но на поверку оказывается, что он её не имел никогда. Он принял как данность, что Бог есть, но встречи с Ним у него не произошло. Я помню по себе, через что пришлось пройти, прежде чем я познакомился с живым Христом. Помню, как сидел, пил чай — и вдруг понял, что я вовсе не христианин, хотя хожу в храм, причащаюсь и даже пономарю. В тот момент и возникло желание честно поговорить с Богом.

 

Что же делать, если человек чувствует, что теряет веру?

Прежде всего важно найти человека, в глазах которого вы увидите огонь веры во Христа. Не важно, какой у него будет пол и возраст, в сане он будет или нет. В окружении каждого верующего хотя бы один такой человек есть. Не надо сразу говорить, что вы потеряли веру, просто пообщайтесь.

Надо разобраться в себе, понять, почему охладели, куда делась ревность о Боге, в которой мы должны не умаляться, а возрастать. Может, вы просто привыкли — к иконам, молитвослову, молитвам, святыням, что находятся у вас в доме? У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть рассказ о том, как инок пришёл к духовнику и говорит: «Авва, я приобрёл непрестанную молитву!» — а тот ему отвечает: «Нет, просто у тебя молитва вошла в привычку». Может, у вас тоже так? В этом случае нужно посоветоваться со священником, он подскажет, что и как изменить.

Возможно, для вас явились соблазном какие-то второстепенные моменты из жизни священника — типа дорогой машины или его внешнего вида. Может быть, священник как-то неправильно вёл себя или общался с кем-то нехорошим, вы разочаровались в нём — и перенесли это разочарование на православие в целом? Но если разобраться, оказывается, что это не причина терять веру. Священник — живой человек, с достоинствами и недостатками, и общаться он должен не только со святыми, но со всеми, кто к нему приходит.

Вам могут быть непонятны или не близки какие-то догматы или постановления Церкви. Это вопрос посерьёзнее предыдущего, но он тоже решаем. Мы живём в век интернета, когда можно задать вопрос куда и кому угодно — хоть в богословскую комиссию. Главное — хотеть разобраться, искать ответы. Пишите, спрашивайте! Я слышал историю о священнике, который ещё в доинтернетные времена нашёл номер телефона Алексея Ильича Осипова и советовался с ним по вопросам, которые беспокоили его прихожан. Если от решения определённых вопросов зависит ваша вера, ищите на них ответы.

Вера может колебаться, когда человек, не укрепившийся в ней, начинает наполнять себя чем-то другим, в частности — искать какое тайное знание, учение для избранных. Могу сказать, что они его уже нашли: православие и есть учение для избранных, только избранным может стать каждый, кто хочет, а не только какая-то горстка посвящённых. Тем, кому кажется, что истина не только в христианстве, но и где-то ещё, я рекомендую почитать книгу святителя Николая Сербского «Феодул».

Вера может пропасть у человека, который ждёт, что Бог сделает так, чтобы в жизни всё было хорошо. Магическое мышление у наших людей никуда не делось, мы по-прежнему думаем, что выполнив определённые ритуальные действия, можем исправить свою жизнь, добиться успеха в чём-либо. Некими обрядами задобрим Бога, и Он сделает всё, что нам хочется. Чтобы избавиться от этого заблуждения, надо читать не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов. Мне кажется, что этой книге не уделяют достаточного внимания. Так вот, апостол Иаков учит: если мы просим, но не получаем просимого, то либо просим о том, что пользы не принесёт, либо просим плохо. Если вас не удовлетворяет такое объяснение, то есть молитва, которая отвечает на все вопросы. Это «Отче наш», где есть слова, известные всем: «Да будет воля Твоя». Очень часто святые отцы пишут: если можете — не просите ничего у Бога, Он сам знает, что вам нужно. Лучше научитесь Его благодарить. Мы очень часто забываем об этом — и очень редко радуемся.

Надо учиться радоваться, находить поводы для этого. Запоминать моменты, когда мы счастливы. Я и сам этому учусь. Всё это помогает научиться быть благодарными Богу, а в благодарности расцветает и вера. Следите за тем, чем вы себя наполняете. Порой человек так увлекается всем злым, страшным и печальным, что происходит в мире, что не замечает ничего доброго. От этого рождаются уныние и пессимизм, которые вряд ли помогут обрести крепкую веру.

Бывают моменты, когда кажется, что ваши молитвы не слышат, они идут куда-то в пустоту. Однако это не значит, что нужно всё забросить и не молиться. Надо поступать, как Господь нас учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Каждому из нас полезно периодически просто отложить телефон и посидеть в тишине. Не читать, ничего не смотреть, просто подумать, помолчать. Круговорот жизни не даёт возможности сосредоточиться на себе, а без этого сложно сосредоточиться на своих отношениях с Богом.

Причиной потери веры могут быть депрессивные состояния, то есть проблемы со здоровьем. Верующий может регулярно исповедоваться в унынии и маловерии, но ему нужен психолог или даже врач-психотерапевт. Мы выросли в обществе, где считалось, что психологических проблем ни у кого нет. И к психологам, если они не называют себя «православными», верующие люди не обращаются. Хотя, если психолог называет себя так, у меня к нему много вопросов, потому что православной психологии не существует. Так вот: отказываться от психологической помощи не стоит. Даже Патриарх не раз уже поднимал тему священнического выгорания, а ведь выгорают не только священники. Нет ничего плохого в том, чтобы человеку в его проблемах, связанных с психикой, помог специалист. Моя знакомая врач-психиатр говорит: «Если бы Церковь и мы работали в тандеме, можно было бы помогать эффективнее».

Было бы неплохо, если бы верующие люди читали книги по психологии. Тогда они бы знали, что в нашем мозге есть процессы, которыми мы можем управлять ради улучшения качества нашей жизни. Есть серьёзные психологи и психиатры, читать которых действительно стоит — Виктор Франкл, например, который прошёл через концлагерь и писал свои работы на грани жизни и смерти. Его книга «Логотерапия» может быть полезна многим.

Ещё раз подчеркну, что нужно найти собеседника, с которым вы сможете говорить о вере. Сейчас о ней говорить не модно, а о сомнениях — вообще не принято. Я считаю, что любые духовные недоумения могут быть предметом обсуждения, потому что иногда проблемы, кажущиеся нам неразрешимыми, со стороны выглядят и решаются довольно просто. Всегда есть люди, которые готовы прийти нам на помощь. Если вдруг вы не нашли таких людей вокруг себя, можно найти их в интернете. Сейчас многие прекрасные священники ведут блоги в соцсетях, каналы в YouTube, не боятся отвечать на трудные вопросы и поднимать острые темы. Обратите внимание на передачи и книги архимандрита Саввы (Мажуко), канал «Серафим» в YouTube, посмотрите ответы на вопросы, которые даёт на канале «Спас» отец Геннадий (Войтишко), загляните в блог отца Павла Островского в Instagram, и вы найдёте современных, интересных православных людей.

Ещё посоветую искать вокруг себя просто добрых людей, которые говорят о правильных и хороших вещах, ещё не подозревая, что они верующие. Возможно, такой человек Христа ещё не встретил, но Спаситель уже идёт рядом с ним и ждёт, когда он повернёт к Нему голову. Да и тем, кто чувствует охлаждение в вере, тоже стоит внимательно посмотреть по сторонам: может быть, Христос уже рядышком, просто ждёт, когда мы на Него посмотрим.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100