Официальный сайт

Священник Владислав Шестаков

Вознесение: время плакать или время радоваться?

Было время, когда я работала самым обыкновенным учителем в самой обыкновенной школе. И вот однажды, препроводив подопечных в столовую, я заметила, что у окна горько плачет наша техничка. Анна Павловна была скромной робкой женщиной, в свободные минутки незаметно читающей у окна то молитвослов, то Псалтирь. Мы сдружились «на почве православия».

Подойдя к ней, я спросила, что случилось. Ответ поразил: «Сегодня же Вознесение! Господь возносится на небо — и покидает нас! И мне так горько, так горько! Я как будто остаюсь одна…»

Конечно, я наговорила множество утешительных слов, и она успокоилась. Но столь глубокое переживание потери Бога, пусть и не соответствующее церковной традиции, меня впечатлило на всю жизнь…

Почему же Вознесение — день, когда Господь оставил людей на земле, а Сам отправился на небо, — для православных праздник? На этот вопрос отвечает клирик Крестовоздвиженского храма г. Горловки священник Владислав Шестаков.

В сороковой день после Светлого Христова Воскресения Святая Церковь празднует Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Многие маловоцерковлённые люди часто задают вопрос: «А что именно празднует Церковь? Ведь Христос вознёсся на небо, оставил здесь на земле апостолов и всех людей, и даже Свою Пречистую Матерь. В чём же здесь праздник?»

Да, действительно, даже для апостолов событие Вознесения их Божественного Учителя было печальным. После того, как облако скрыло Спасителя из их вида, они всё ещё продолжали смотреть на небо, как бы не понимая, что им делать дальше (Деян. 1:11).

Самый глубокий и исчерпывающий ответ открывается в песнопениях праздничной службы. Анализируя их, можно выделить два основных аспекта в значении этого праздника. Во-первых, Господь, как Богочеловек, вознесшись во Славе на небо, и «наше падшее естество вознес, Отцу спосадил». Это действие было настолько величественным, что даже ангелы удивились, «человека зряще превыше себе» (стихира праздника на Господи, воззвах).

Господь прославляет наше человеческое естество, вознося его выше небес, даже выше ангелов. Кроме того, Вознесение — это логическое завершение дела спасения человеческого рода на земле. Спаситель взошел «туда, где был прежде» (Ин. 6:62). Таким образом, Он, вознесшись на небеса, открыл путь туда всем верующим в Него людям.

Во-вторых, Вознесение на небо Второго Лица Святой Троицы было необходимо для того, чтобы Дух Святой сошёл на апостолов и на всех людей. Сам Господь сказал: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16.7). Господь совершил подвиг нашего спасения, и теперь каждый человек, который верует в Него, может обрести жизнь вечную. Однако Господь знал, что для спасения человеку всё равно нужна Божественная помощь. Поэтому Он посылает иного Утешителя.

Хотя Христос вознёсся на небо, нигде в Священном Писании не сказано, что Он покинул мир или оставил его. Момент Вознесения описывает святой евангелист Лука: «и, когда благословлял их, стал удаляться от них и возноситься на Небо» (Лк.24.51). Заметьте, Евангелие не говорит, что Господь благословил апостолов, а потом только вознёсся. Он возносится, не прекращая Своего благословения. Такое наблюдение проводит в своих трудах свт. Филарет Московский. И, хотя эта подробность имеет символическое значение, мы знаем, что Спаситель, как Вездесущий Бог, присутствует в любом, даже самом отдаленном уголке нашей вселенной, наполняя её Своей божественной благодатью. И каждый может ощущать её.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Когда душа находится в состоянии бесчувственности, она не убеждается никаким чудом. Когда душа благопризнательна, она в чудесах не имеет особой нужды.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100