Протоиерей Владимир Фоменко о смысле поста, пасхальной радости и обмане на кладбище (+видео)
Благочинный Лиманского округа протоиерей Владимир Фоменко поздравил лиманцев с Воскресением Христовым и рассказал, как правильно провести Радоницу.
— Здравствуйте, отец Владимир. Вот уже и позади остался долгий Великий пост, сейчас мы отмечаем светлый праздник Христова Воскресения. С какими результатами мы, верующие, должны были прийти к этому празднику?
— Великий пост — это дни великого очищения души от греха, борьбы со страстями, и в этом Великом посту мы должны хотя бы одну страсть в себе побороть.
Если бы мы каждый год искореняли из своего сердца по одной только страсти, то к концу жизни мы были бы абсолютно чисты. Потому что если каждый год по одной, то за всю жизнь это было бы много.
С чем же человек должен бороться? Что такое страсти? Страсти — это наши похотения, наши дурные привычки, это тяга к чему-то земному, к чему-то телесному, это влечение к плотскому. Это может быть тяга к курению, страсть гнева или винопития, т. е. алкоголизм — зависимость человека от алкоголя. Уже человек без этого не может. Но силой воли можно добиться всего. И судьба тобе покорится.
При этом только надо просить Бога о помощи, а Бог помогает тому, кто сам что-то делает. Все эти зависимости мы искореняем сами в себе. В Великом посту человек должен обновиться, стать другим, стать лучше.
Вспомним судьбу апостола Павла, который был гонителем христиан. Когда ему на пути в Дамаск явился Иисус Христос и спросил Его апостол Павел: «Кто Ты?», Он ответил: «Я — Тот, Кого ты гонишь». И Павел понял, что Христос есть истинный Бог, и великая перемена совершилась в Павле. Он из гонителя стал ревнителем. Стал ревнителем настолько, что потрудился на ниве Господней более всех апостолов.
Такая перемена должна совершиться и в нас. И в этом мы каждый год пытаемся приложить усилия над собою.
— Каждый год множество людей по сложившейся традиции идут на Пасху на кладбище. Правильно ли это?
Эта традиция, ходить на кладбище, можно сказать — отрыжка социализма. Никогда раньше, ни в какие времена на Пасху на кладбище не ходили. Но так как во время советской власти было гонение на Церковь, люди в этот день в церковь прийти не могли, а шли на кладбище, делясь радостью о воскресшем Христе.
Это неправильно. Церковь определила на кладбище ходить через неделю после Пасхи, на Радоницу, во вторник. То, что люди ходят на Пасху на кладбище, не вяжется с духом праздника. Пасха — это праздник радости, а приходящий в этот день на кладбище не удержится от слез, ведь он пришёл к тому, кого потерял, с кем никогда при жизни не встретится, и праздник будет омрачён.
Название «Радоница» — от слова «радость». Мы приходим радоваться с умершими о воскресшем Христе. В народе есть такое поверье, что покойные ждут, что к ним придут родственники на кладбище. Но на Пасху-то они не ждут… Они ждут позже.
На кладбище мы видим множество искусственных венков. Что такое искусственные цветы? Это — как живые, но не живые. Это, можно сказать, маленький обман. А в церкви ничего не должно быть ложного. В храм никто не приносит искусственные цветы или венки, а только живые. Поэтому и на кладбище не стоит носить искусственные венки, и даже на погребение нужно приносить только живые цветы — как знак и символ жизни. Живое должно свидетельствовать о живом.
Когда люди приносят искусственные венки, спустя некоторое время их накапливаются целые горы, их надо сжигать, или же они лежат и гниют… Но если мы приносим живые цветы, они вянут и быстро превращаются в прах.
На кладбище принято христосоваться с покойными, мы целуем крест на могиле и сообщаем о воскресении Христа словами «Христос воскресе!». Горячительные напитки на кладбище лучше не брать, потому что культуры винопития у нас нет, люди могут не выдержать меры, и празднование превратится в разгул.
— Отец Владимир, традиционный вопрос к Вам, как к благочинному — какие события ожидают в ближайшее время православных Краснолиманщины, будет ли освящение новых храмов, например?
— На нашей краснолиманской земле строится множество храмов. Закончено строительство храмов в Щурово, Яцком, Тернах, Коровьем Яру. И эти храмы ещё не освящены. Если Бог управит, то планируем эти храмы в этом году освятить. Сейчас закончена роспись храма в Щурово, идет роспись храма в Закотном, потом будет расписываться храм в селе Терны.
Храмы строятся, украшаются, это свидетельствует о любви людей к Богу и святому месту. И мы должны помнить, что самое святое место на земле — это храм Божий, в котором всё напоминает о вечности, святости и Боге.
Храм надо любить. Это место, где собирается Церковь, а Христос сказал: «Созижду Церковь, и врата ада её не одолеют». Церковь — это общество людей, объединённых единой верой в Господа нашего Иисуса Христа. Церковь пребудет до скончания века.
Всех жителей Краснолиманщины я поздравляю со светлым Христовым Воскресением. И желаю, чтобы воскресший Христос в сердце каждого из нас нашёл себе место и пребывал вовек. Божие благословение призываю на всех вас.
беседовал Евгений Фроленко, архивно-информационный портал «Наш Лиман»
Цитата дня
«
Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть.