Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Вербное воскресенье: как не распять Того, Кто несёт радость и жизнь

Вход Господень в ИерусалимТриумфальная встреча Иисуса Христа жителями Иерусалима, которая произошла за шесть дней до Пасхи, совсем скоро сменилась страшными криками толпы, требующей распятия Господа. Сын Божий был осуждён на позорную и мучительную смерть. Почему мнение народа настолько переменилось? Как не поддаться массовым манипуляциям сознанием, которые происходят и в наши дни?

События праздника Входа Господня в Иерусалим описаны каждым из четырёх евангелистов. Библейский фрагмент, читаемый на литургии в Вербное воскресенье (Ин. 12:1-18), комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря,
потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

Марфа и Мария: практическое делание и умное созерцание

Вифания, Лазарь, Марфа и Мария — перечисление этих собственных имён переносит нас к событию, описанному в предыдущей главе Евангелия от Иоанна (Ин. 11:1-45). Это величайшее чудо, сотворённое Иисусом Христом в Его земной жизни, — чудо возвращения к жизни Лазаря. Четыре дня брат Марфы и Марии был мёртв — и вот теперь воскрес. Это событие в очередной раз убедило иудеев в том, что Иисус и есть долгожданный Мессия.

На вечерю, организованную «в доме Симона прокаженного» (Мф. 26:6), были приглашены ученики Иисуса Христа. Рядом с Ним возлежал Лазарь, который вернулся к жизни. Как обычно, хлопотала по хозяйству Марфа и проявляла свою заботу об Учителе её сестра Мария.

Образы Марфы и Марии несколько раз встречаются на страницах Нового Завета. Мы обращаем внимание не только на разный темперамент родных сестёр, но и на разный характер их служения Господу. Марфа — человек деятельный, Мария предпочитает быть созерцательной. Марфа прислуживает на трапезе, а Мария возливает на ноги Христа драгоценное масло — миро.

По словам святых отцов, практическое делание и умное созерцание, направленные навстречу Божественной любви, приближают нас к Господу. Недостаточно только мечтать о том, что когда-нибудь мы станем лучше. Нужно, подобно Марфе, вставать и начинать воплощать конкретные шаги. Но без молитвы и благословения Божьего нашим планам тоже не суждено будет сбыться.

Мария, взяв сосуд с драгоценным нардовым миром, разбила горлышко и возлила благовонное масло на главу Спасителя, а затем на Его ноги, проявляя свое высочайшее уважение.

 

Не стоит прикрываться «нищими»

Нардовое масло было по-настоящему драгоценным. Присутствовавший на обеде Иуда-предатель мгновенно оценил его в 300 динариев (что эквивалентно стоимости 1,2 килограмма серебра). Своё негодование по поводу такой, казалось бы, бесполезной траты (зачем поливать масло на ноги?) Иуда пытался объяснить благовидным предлогом: деньги можно было бы раздать нищим.

Но Господь сказал: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Евангелист Иоанн добавляет к этим словам, что Иуда был вором.

В современной жизни гипотетических «нищих» тоже часто приводят для того, чтобы оправдать сокращение расходов на те или иные цели. Зачем, например, выделять деньги из бюджета на культуру, образование или на спорт? — вопрошают чиновники. Может быть, лучше поделить всю сумму на пенсионеров? Зачем высаживать на центральной площади города цветы? Не дешевле ли закатать пространство асфальтом? Но как показывает практика, когда на культуре и образовании начинают экономить, деньги оседают в карманах определённых людей. До пенсионеров они всё равно не доходят.

На примере Марии и Иуды мы видим, насколько по-разному люди могут относиться к Иисусу Христу. Казалось бы, только лишь Его присутствие должно очищать и окрылять всех, кто находится рядом. Но не все способны вынести этот Божественный Огонь! Чистые и любящие сердца, подобно Марии, избирают для вечной жизни «благую часть» (Лк. 10:42). Мечтающие о незаконной наживе предатели, подобно Иуде, обрекают свою душу на вечные мучения.

Иудейские первосвященники пошли по второму пути. Они задумали убить и Христа, и Лазаря. Тем самым, они надеялись расправиться с Иисусом — возмутителем спокойствия и разрушителем авторитетов надменных книжников и фарисеев, и с Лазарем — живым свидетелем чудотворений Христовых.

Различные силы и сегодня пытаются бороться с Церковью, год за годом придумывая всё новые способы для расправы. Но разве могут эти усилия принести желаемый ими результат? Разве может кто-то быть сильнее Творца?

 

Кроткий ослёнок или надменный осёл?

Простой народ оказался мудрее властей. «Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13)

До миллиона человек — огромное по тем временам число людей — приходило в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Это количество было сопоставимо с населением Рима, считавшегося столицей мира.

Люди ждали прихода царя, который освободит их от римского гнёта. Поэтому и ликование от встречи с Мессией было искренним и бурным. Народ срезал ветви пальм и маслин, бросая их под ноги Иисусу; другие стелили прямо на дорогу одежды. Так было принято встречать военачальников.

То, что Иисус Христос — это царь, для людей было очевидно. Он въезжал в город на молодом и ещё не объезженном осле, как это было предсказано в священных книгах. Сев на ослёнка, Сын Божий проявил Свои кротость и смирение. Ослёнок тоже был покорным: он шёл, не проявляя упорства.

Хотя такое победоносное вхождение в Иерусалим могло бы подействовать на молодого осла и на его мать, шедшую за ним, опьяняюще. Осёл мог бы подумать, что пальмовые ветви и дорогие одежды, бросаемые людьми на дорогу, стелют их ослиному семейству, а не Царю и Богу, Которого они везли на себе. Как важно и нам в жизни не уподобляться таким самовлюбленным «ослам»!

 

Идём ли мы за Христом?

Еще с древности было предсказано, что Мессия будет первосвященником, пророком и царём. В качестве священника и пророка Иисус себя проявлял. Но здесь Он впервые всенародно продемонстрировал Своё царское достоинство.

Он входил в город с восточной стороны через Золотые ворота, через которые уже не раз входили цари и победители. Он воскресил Лазаря, а значит, был властелином не только жизни, но и смерти. Конечно же, такой царь, по мнению людей, в мгновение ока должен был навести порядок в стране, покончить с болезнями и смертью и установить мировое господство.

Спаситель не раз заявлял, что Царство Его — не от мира сего. Он пришёл в этот мир для того, чтобы Царство Небесное спустилось на грешную землю. Для того чтобы каждый из нас обрёл внутри своего сердца Царство вечной радости и вечной любви, то есть Царство пребывания с Богом.

Пройдёт лишь несколько дней — и ликование «Осанна в вышних!» («Спасение с неба!») сменится разочарованием толпы. Люди согласятся со смертным приговором Спасителю — и под страшные крики «распни, распни Его!» Иисус Христос понесёт Свой крест на Голгофу.

…Читая Евангелие и пытаясь через священные тексты разглядеть лица людей, две тысячи лет назад окружавших Господа, давайте задумаемся, к какой категории можно отнести нас самих. Мы вместе с Матерью Божией, апостолами, Марфой и Марией готовы идти за Христом до конца? Мы — радостно увлекающиеся важными идеями и так же быстро готовые от них отказаться? Или же мы те, кто методично и целенаправленно преследовал Господа и добился приведения в действие смертного приговора?

Иисус Христос вошёл в Иерусалим как Победитель. Сможем ли мы довериться Ему как полководцу и, взяв в руки веточку вербы, напоминающую знамя, отправиться на сражение в царство земного греха?

Пасха наступит через неделю. Но перед этим — Страсти Христовы. Будем молиться Господу, чтобы не стать виновными в смерти Того, Кто предвечно несёт радость и жизнь.

Цитата дня

«

Величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100