Официальный сайт

Протоиерей Олег Кручинин

Заблудившийся, но всё-таки сын! Три шага к спасению в известной притче

Блудный сын Настоящая семейная драма с тремя действующими лицами, яркими эпизодами и незавершённым финалом описана на страницах Евангелия. Причём автором этой многоплановой истории и образом одного из героев выступает Сам Иисус Христос. Неделя о блудном сыне, названная так благодаря одноимённой притче (Лк. 15:11-32), всё больше приближает нас к Великому посту.

О том, что означает одно из самых известных назиданий Нового Завета, рассказал протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

«Сретение» означает «встреча»

Вся пятнадцатая глава Евангелия от Луки, которая содержит эту историю, посвящена теме радости о нахождении пропажи. А значит, радости Господа Бога о возвращении в Его объятия каждого из нас — в той или иной степени потерянного и заблудившегося в лабиринтах жизни.

Притчи о заблудшей овце (Лк. 15:1-7), о потерявшей драхму женщине (Лк. 15:8-10) и о блудном сыне (Лк. 15:11-32) составляют единую нить повествования. Пастух, который оставляет 99 овец в стаде и бежит спасать одну-единственную потерявшуюся овечку, — это пришедший в мир Спаситель Христос.

Образ нашедшей потерянную серебряную монетку и радующейся этому женщины — это тоже Господь, Который радуется о человеке, сумевшим обогатить свою душу очищением от скверны греха.

Отец, воспитывающий двух сыновей и терпеливо переносящий нанесённые ему детьми обиды, — это наш Отец небесный. Указание на необходимость радоваться и веселиться, когда кто-то кажется нам человеком пропащим, а затем возвращается к нормальной жизни, — это прямой посыл к каждому из нас.

Как правило, чтение притчи о блудном сыне на литургии в воскресный день припадает на дату, близкую к 15 февраля, — празднику Сретения Господня. Слово «сретение» означает «встреча». В контексте праздника это встреча человека с Богом. Именно о таких сретениях-встречах и рассказывает в трёх рассматриваемых притчах евангелист Лука.

 

Закон первородства: соотношение два к одному

У некоего человека было два сына. Младший потребовал раздела имущества и получения наследства еще при живом отце. Можно лишь представить, с какой горечью отец исполнял эту странную просьбу. Ведь сын, по сути, говорил отцу: «Умри, уйди, ты мне не нужен».

Что такое «следующая часть имения» (Лк. 15:12)? На какую часть отцовского наследия мог претендовать младший сын? По закону Моисея, описанном в книге Второзаконие (Втор. 21:17), старшему сыну принадлежит первородство, поэтому он должен получить в два раза больше, чем младший. Отсюда понятно, что младшему достаётся одна треть имущества отца, а две трети получит старший брат.

Здесь же, во Второзаконии, находим и указание, как поступить с сыном «буйным и непокорным, неповинующимся голосу отца своего» (Втор. 21:18). Такого наследника следовало побить камнями до смерти, чтобы истребить зло из своей среды.

Но не камни и смерть приготовил отец, а часть своего имения и свою любовь для сына, пытающегося любой ценой покинуть границы семьи. Такие порывы уйти из дома периодически возникают и у современных подростков. Они тоже надеются обрести счастье «на стороне далече». Однако подобные душевные терзания не всегда приводят к желаемым результатам.

Мог ли отец из притчи проявить железный характер? Возвысить голос, поставить ультиматум, не разделить наследство, удерживать сына-бунтаря возле себя как можно дольше? Конечно, мог. Но Бог ещё со времен Адама и Евы даровал людям свободу. Свободу выбора сына уважал и отец. Поэтому его мы называем мудрым, а не безвольным человеком.

 

Три шага для спасения души

Живя распутно в дальней стороне, младший сын расточил отцовские средства. Нищета и голод заставили его выполнять работу не только презренную, не почетную среди иудеев, но и запрещённую в священной книге (Лев. 11:7). Он пас ритуально нечистых животных — свиней, и пытался есть с ними из одного корыта.

Когда моральное падение достигло дна, сын вспомнил об отце и принял непростое для себя решение вернуться. Как встретит его отвергнутый родитель? Позволит ли стать хотя бы его рабом?

Далее Господь описывает три ступени нравственного возрождения сына. По сути, здесь сформулирована методика спасения души, применимая для каждого из нас.

«Придя же в себя» — ступень номер один. Осознание своей греховности, способность смирить свою гордыню, подчинение своей воли Господу Богу равнозначно отрезвлению самого пропащего алкоголика. Хочешь измениться? Проснись, одумайся, приди в себя!

«Встану, пойду к отцу моему и скажу» — вторая ступень в алгоритме спасения. Слова пока говорят лишь о намерениях. План действий только зарождается в грешной голове. Но этот план уже есть. Поэтому есть надежда, что задуманное будет исполнено.

«Встал и пошёл к отцу своему» — этап номер три. «Встал, пошёл, сказал, увидел» — такими короткими глаголами описывает евангелист Лука дальнейшие действия сына. Он сумел от слов перейти к делу. Недостаточно, лёжа на диване, мысленно твердить мантру о своём ничтожестве. Нужно встать и начать исправляться. Когда мы уповаем на Господа, Он идет навстречу нам.

 

Наше покаяние — праздник для Бога

Младший сын неплохо продумал детали встречи в доме отца. Чувствуется, что желание вернуться с чужбины было выстраданным. Но произошедшее превзошло все его ожидания! «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», — так проявил свои родительские чувства любящий отец.

Не требуя никаких объяснений, не выдвигая ни одного условия и не проявляя злопамятства, отец проявляет безусловную любовь. Он встречает блудного, то есть заблудившегося, потерявшегося, неразумного, но всё-таки сына!

Не нужно забывать, что отец в этой притче — это образ Господа. Может быть, странствуя и скитаясь, сын об отце не вспоминал. Но родитель, конечно же, думал о своём чаде, поэтому при первой же возможности он сам бежит навстречу возвращающемуся сыну. Так и Бог по отношению к людям: не ломая нашу волю, Господь терпеливо ждёт, когда же мы сделаем хотя бы первый шаг по дороге к Небу.

«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим», — фактически исповедуется перед отцом заблудший сын. Покаяние принято: отец велит принести лучшую одежду, обувь, перстень с семейной печатью на нём. Ради праздника закалывают теленка, а это говорит, что отец готов устроить целый пир, а не просто семейный ужин на трёх-четырёх человек.

Преподобный Ефрем Сирин отмечал, что каждое наше покаяние — это праздник для Бога. Участниками же трапезы становятся ангелы и все небесные силы. Трапеза, примиряющая отца и сына, — это ещё и символ Причастия, когда мы соединяемся с Господом, искренне желая не возвращаться к прежним грехам. Телёнок же — искупительная жертва Христа за весь человеческий род.

 

Старший сын: «конкурент» или «коллега»?

В завершении притчи — ещё одна мини-история. Старший сын, никуда не сбегавший труженик, возвращается с поля домой. Отцовская надежда и опора, он привык собирать похвалу в свой адрес везде и во всём. На фоне же подавшегося в скитания младшего сына этот наследник-отличник, условно говоря, вообще мог претендовать на какую-нибудь медаль трудовой славы.

И вдруг — в центре внимания оказывает не он! Чувство гордыни вмиг перерастает в негодование, приводит к злобе и желанию мести. Увидев вышедшего навстречу ему отца, старший сын саркастически спрашивает: «Когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл…» Назвать брата братом, а не пренебрежительным словом «этот», старший брат не мог.

Тут невольно вспоминается притча о мытаре и фарисее, которая звучала в храмах ровно неделю назад. «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь», — то ли молился, то ли хвалился фарисей.

Выходит, что внешнее благочестие — не всегда гарантия праведности. Так бывает и в нашей жизни. Когда мы добиваемся успеха в какой-либо сфере нашей жизни, а затем встречаем человека, преуспевшего ещё больше, как мы реагируем на это? Всегда ли радуемся за коллегу? Или завидуем конкуренту?

Старший брат был недоволен возвращением младшего, но отец вышел и начал ласково общаться и с этим сыном. Значит, для Бога важны не внешние данные, а покаянное состояние души человека. Отсюда — ещё один вывод из притчи: никогда не нужно отчаиваться. Каким бы значительным не оказалось наше падение, при желании подняться можно всегда! Об этом говорят и заключительные слова притчи: «О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Читая финал притчи, мы не знаем, вернулся ли домой старший сын или он тоже отправился блукать и блудить. История не завершена, она продолжается и в наши дни. И перед нами стоит задача: не оказаться блудными сыновьями Бога, а вовремя прийти в себя и пойти ко Христу и за Христом.

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100